Электроприборы, сантехника, посуда — мы каждый день сталкиваемся с предметами, в изготовлении которых применяют медь.
Материал обладает высокой электропроводностью и незаменим для технологий настоящего и будущего. С помощью него работают солнечные и ветряные электростанции, электромобили, 3D-печатные установки.
Медь нужна, чтобы решить проблему изменения климата — перейти с ископаемого топлива на более экологичные источники.
Но уже к 2035 году человечество может столкнуться с дефицитом материала до 10 млн тонн.
В этой статье на примерах разберем, как в мире решают вопрос с критической нехваткой меди и расскажем, почему строительство ГМК «Удокан» — огромное преимущество для России.
Высокий спрос уже сегодня
В последние десятилетия с ростом населения и урбанизацией использование меди значительно увеличилось. Она активно используется в строительстве, транспорте и энергетическом секторе из-за высокой электро- и теплопроводности, коррозийной стойкости и прочности.
До 2035 года потребление материала будет расти на 1 млн тонн в год, — об этом сообщает австралийская горнодобывающая компания BHP.
Многие из медных месторождений находятся на очень больших глубинах и в труднодоступных местах — в Конго, Чили или Перу. Это приводит к увеличению затрат на добычу и снижению объемов производства.
Дефицит меди будет иметь серьезные последствия для мировой экономики.
Увеличение цен ведет к большим тратам на производство товаров, а следовательно — к инфляции. Спрос на медь в возобновляемых источниках энергии (солнечные панели и ветряные турбины) также растет, и дефицит может помешать внедрить экологически чистые технологии.
Пример: для производства электромобиля необходимо в 2,5 раза больше меди, чем для производства авто с двигателем внутреннего сгорания. При этом только в России в 2024 году спрос на электромобили вырос почти вдвое.
Мировой опыт
Ресурсы меди в мире оцениваются в 5,6 млрд тонн, из которых 880 млн уже разведаны и подходят для добычи. Однако за последние 5 лет запущено всего 7 крупных проектов, и многие замыслы по открытию новых рудников не реализуются из-за протестов или экологических рисков.
Например, несколько лет назад протесты в Чили против горнодобывающей промышленности привели к перебоям в производстве.
В то же время разработка новых месторождений требует значительных затрат и времени, а также сталкивается с техническими и экологическими трудностями. Приходится использовать сложные методы, такие как система блочного обрушения.
Пример: этот метод использует компания Rio Tinto в Монголии — руду подсекают снизу и транспортируют из-под земли с помощью системы туннелей. Открытым способом, т.е. из карьеров, медь добывать проще — и на большинстве месторождений её добывают именно так.
В отрасли обсуждаются использование роботов и технологий машинного обучения, а также возможность добычи меди из субвулканических рассолов. Эти способы могут помочь покрыть прогнозируемый дефицит «красного» металла.
Пример: ученые в Казахстане решили проблему Жезказганского месторождения. Их метод выщелачивания металлов позволяет извлекать медь из руд с содержанием до 0,2%, что ранее считалось экономически нецелесообразным. Внедрение технологии способно увеличить добычу меди на 25%.
Преимущество России
Россия занимает 6 место в мире по производству меди и находится на 3 месте по запасам.
При этом наш торговый партнёр — Китай — является крупнейшим в мире потребителем медных материалов, которые находят широкое применение в возобновляемых источниках энергии, электромобилях и других областях. Это создает благоприятные условия для международного сотрудничества.
Существенных объёмов производства наша страна сможет достичь благодаря Удоканскому месторождению с ресурсами свыше 26 млн тонн меди. 70 лет сейсмичность, вечная мерзлота и другие сложные условия не давали подступиться к освоению, но в 2023 году на месторождении инвестор запустил в работу фабрику ГМК «Удокан», а сегодня планируется кратное расширение производства — строительство второй очереди.
Работа предприятия уже стала мощным толчком для развития Забайкалья: формируются новые рабочие места и комфортные условия жизни для местного населения, развивается социальная инфраструктура, реализуются мероприятия в сфере здравоохранения и культуры, благоустраиваются общественные пространства.
ВЭБ в партнерстве с двумя коммерческими банками на протяжении 4 лет финансировал строительство проекта, что позволило запустить современное производство, отвечающее самым высоким технологическим и экологическим стандартам.
«Удокан» — это не только разработка крупнейшего в стране месторождения. Компания «Удоканская медь» создала уникальную флотационно-гидрометаллургическую схему переработки руды, в управлении производственными процессами используются самые современные информационные технологии.
Как это работает:
1. Руду добывают открытым способом из карьера, дробят и измельчают.
2. Отделяют от ненужной породы и с помощью специального раствора и электричества получают очень чистую медь.
3. Вторичная переработка остатков помогает получить продукт, который содержит 45% меди. Также на комбинате действует система, которая позволяет повторно использовать воду.
Весь этот процесс можно охарактеризовать как чистое производство — он не требует плавки меди в печах, поэтому не загрязняет воздух вредными выбросами.
В планах ВЭБа — участие в финансировании II очереди месторождения:
• запуск планируется в 2028 г.;
• общая производительность достигнет 50 млн тонн руды, выпуск — до 450 тыс. тонн меди ежегодно;
• в смежных отраслях появится около 20 тыс. рабочих мест;
Решение проблемы
Дефицит меди становится одной из ключевых проблем для мировой экономики, вызванной ростом спроса, истощением месторождений и геополитическими рисками.
Россия, обладая значительными запасами меди, активно работает над освоением новых месторождений, внедрением современных технологий и развитием вторичной переработки.
Эти меры помогут стране не только справиться с внутренними потребностями, но и укрепить свои позиции на международном рынке меди.