Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Почему хлорофилл земных растений не подходит для солнечного света: Оранжевые звёзды

Есть мнение, что «суперобитаемые» – более благоприятные для жизни, чем Земля, – миры стоит искать у оранжевых звёзд. Оптимальные условия обеспечивают светила массой 0.7-0.8 от солнечной. Их, кстати, в космосе и больше. Не настолько, как красных карликов, – звёзд массой 0.5-0.1 солнечных. Однако, в «красных» системах жизнь сталкивается с массой вызовов. Тут и синхронизация вращения планеты, в результате которой одно из полушарий становится «дневным» и перегревается, другое же – «ночное» – замерзает. И лучевые атаки, связанные с нестабильностью светимости и частыми вспышками характерными для лёгких звёзд, недра которых полностью конвективны… Если звезда легче Солнца, но легче умеренно, – таких проблем не возникает.

Оранжевые же звёзды лишь чуть более «вспыльчивы» и в любом случае способны согревать планеты хорошо защищенные от лучевых атак квадратом радиуса орбиты. Главным же их достоинством является стабильность работы. Если Солнце увеличивает светимость на 10% за миллиард лет, и родившись на внешней границе зоны Златовласки Земля уже близка к внутренней, то оранжевая звезда за миллиард лет добавляет 2-3%. Следовательно, биосфера на планете получает массу времени на развитие… Такие выводы, во сяком случае, делаются в некоторых публикациях.

...И это – имеющие основания, но не бесспорные выводы. Скажем так, на уровне конца прошлого века, – тогда, кстати, к ним пришёл и я. Но сейчас ясно уже, что всё несколько сложнее. Учитывать нужно и эволюционную динамику самой планеты.

Планета же, если иметь ввиду тело размером с Землю, в юности, соответствующей архейскому периоду, – видала свою звезду в гробу. Собственного тепла ей вполне достаточно. Высокая светимость солнца на данном этапе, скорее, может повредить, вызвав перегрев и развитие событий по «венерианскому» сценарию. Тесной связь между условиями на поверхности и притоком энергии извне становится только в протерозое, – когда интенсивность извержений снижается, а первичная, сверхплотная, создающая огромный парниковый эффект атмосфера минерализуется или выгорает, сменяясь вторичной – азотной. В этот момент планета начинает быстро остывать. И может замёрзнуть. Чем дело не Земле едва и не кончилось.

Не кончилось потому, что светимость Солнца быстро росла… В случае же звезды разгорающейся медленно, таяния ледников пришлось бы ждать миллиарды лет.

И казалось бы, что с того? Зато уж отогревшись, планета наслаждалась бы стабильностью. Однако же тут – засада. Пока бы ледник растаял, истёк бы срок годности у самой планеты. Прекратились бы тектоника плит, извержения и поступление в атмосферу газов.

«Землям», рассчитанным на 5 миллиардов лет работы, не нужны более стабильные светила. Смысл задумка приобретает лишь если речь о суперземле… Но, с другой стороны, именно так, – более массивными, – «идеальные» планеты и представляют.

Причём здесь хлорофилл? Ну… Внезапно, ботаники открыли, что в лучах чуть более холодного – оранжевого – оттенка растения осуществляют синтез быстрее, чем при нормальном «белом» – солнечном – освещении. Объясняется это просто. Фотосинтез возник в эпоху, когда температура фотосферы Солнца была ниже.

Наука
7 млн интересуются