Найти в Дзене
SpaceForYou

Bf.109. Очень странный Мессершмитт

Bf.109 или Me-109 — истребитель, который вызывал уважение на Восточном, Южном и Западном фронтах Второй мировой войны. На этом самолёте летали самые результативные асы Второй мировой; он изменил представления ведущих держав о том, каким должен быть истребитель. Однако именно конструктивные особенности самолёта стали его слабым местом. 30-е годы в Германии были ознаменованы двумя событиями. Австрийский художник решил проигнорировать Версальский договор и воссоздать Люфтваффе, а также появились новые авиационные моторы V12 с жидкостным охлаждением. Именно V12 позволил придать самолёту оптимальный аэродинамический профиль. Ранее в статье о Як-1 мы рассказывали, что у истории этих самолётов прослеживаются общие корни. Как и ОКБ Яковлева, Bayerische Flugzeugwerke (Bf) Вилли Мессершмитта не имела опыта создания скоростных истребителей. По сути, создание Bf.109 было явной авантюрой. На этом пути Вилли противостоял такой мастодонт, как Эрнст Хейнкель, с готовым проектом He.112. Интересно, что

Bf.109 или Me-109 — истребитель, который вызывал уважение на Восточном, Южном и Западном фронтах Второй мировой войны. На этом самолёте летали самые результативные асы Второй мировой; он изменил представления ведущих держав о том, каким должен быть истребитель. Однако именно конструктивные особенности самолёта стали его слабым местом.

30-е годы в Германии были ознаменованы двумя событиями. Австрийский художник решил проигнорировать Версальский договор и воссоздать Люфтваффе, а также появились новые авиационные моторы V12 с жидкостным охлаждением.

Именно V12 позволил придать самолёту оптимальный аэродинамический профиль.

Ранее в статье о Як-1 мы рассказывали, что у истории этих самолётов прослеживаются общие корни. Как и ОКБ Яковлева, Bayerische Flugzeugwerke (Bf) Вилли Мессершмитта не имела опыта создания скоростных истребителей. По сути, создание Bf.109 было явной авантюрой. На этом пути Вилли противостоял такой мастодонт, как Эрнст Хейнкель, с готовым проектом He.112.

Интересно, что разные авторы любят тиражировать истории про немецкий технический гений, но забывают малоизвестный факт: первый Bf 109V-1 поднялся в небо, используя двигатель Rolls-Royce Kestrel, так как немецкий V12 к тому времени ещё не был готов.

Конструкцию Bf.109 можно с уверенностью назвать столь же гениальной, сколь и странной. Во-первых, Me-109 предельно прост для немецкого самолёта. Военных подкупили малые габариты, небольшой вес и возможность строить «Мессершмитт» тысячными тиражами. Для понимания: на создание Bf.109 требовалось в два раза меньше трудочасов, чем на британский Supermarine Spitfire.

ИИ-юрист, который решает проблемы

Откровенно слабым местом «Мессера» стало шасси, которое крепилось к фюзеляжу. Чем тяжелее становились модификации Me-109, тем больше проявлялась эта проблема. Из-за высокого шасси Bf.109 требовал вдумчивой работы пилота при заходе на посадку.

-2

Кроме того, сказывалось спортивное прошлое самолёта: в крыле «Мессера» было мало силовых элементов, и подвешивать какое-либо вооружение в крыло было затруднительно.

Первый боевой опыт Bf.109 получил в небе Испании. Там немецкие «Кондоры» столкнулись в бою с советскими И-15 и И-16. Увы, конфликт в Испании подтвердил превосходство V12 над самолётами Поликарпова в скорости. В результате этого конфликта в Германии сделали вывод, что Bf.109 должен стать основным истребителем Люфтваффе.

Однако в небе над Британией Bf.109 встретил равного противника — Spitfire. Битва за Британию так и не выявила явного победителя, оставив больше вопросов, чем ответов.

-3

Зато на Восточном фронте Bf.109 показал себя во всей красе, где ему противостояли устаревший И-16 и «сырые» Як, МиГ и ЛаГГ. Главное преимущество «Мессера» перед советскими самолётами заключалось в скорости, а излюбленной тактикой стал заход на цель с высоты. Пилоты И-16 могли противопоставить этому лишь лобовую атаку.

С Bf.109 могли хоть как-то бороться только «Яки». Но с появлением модификации Bf.109G (Gustav, «Густав») немцы сумели выжать из своего истребителя максимум. С двигателем DB 605AS, потреблявшим 96-й бензин вместо 87-го, мощность двигателя на форсаже достигала 2000 л.с. Вкупе с мощным вооружением (30-мм пушка и два 13-мм пулемёта) Bf.109 уверенно доминировал в небе до конца 1942 года. Советские пилоты считали Bf.109 куда более опасным противником, чем Fw.190.

Однако с 1943 года в СССР появились самолёты (Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5), которые не уступали Me-109, а в некоторых аспектах даже превосходили его.

-4

На Западном фронте ситуация была ещё хуже. Если до 1943 года немцы худо-бедно держали оборону против «летающих крепостей», методично уничтожавших немецкую промышленность, то с 1944 года на сопровождение B-17 стали вылетать P-51 Mustang, которые превосходили Bf.109 по скорости и вертикальному манёвру.

К 1944 году «спортивное прошлое» «Мессера» стало его приговором. Модификация G могла взлетать и садиться только на бетонированных аэродромах, причём 22% самолётов терялись при взлёте и посадке.

Попытки что-либо изменить приводили лишь к новым, уже нерешаемым проблемам.

-5

Да, в опытных руках Bf.109 оставался силён, но летчиков-ветеранов в Германии образца 1945 года было крайне мало, а новички не могли использовать потенциал самолёта, что вело к непрерывным потерям.

Был ли Bf.109 лучшим самолётом Второй мировой войны? Скорее всего, нет. Это звание можно отдать советским «Якам» и «Ла». А «Мессер» останется в памяти как поверженный противник. Таким пусть и останется.