Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Орловский спис. Художественные возможности светского стиля.

Оглавление

Когда начинаешь погружаться в наследие орловского края, сохранённое для нас предыдущими поколениями, сердце преисполняется благодарностью, к людям, сумевшим сохранить его, вопреки фашистской оккупации и долгому лихолетью. Такой сохранённой ценностью является для нас вышивка под названием орловский спис. Самые интересные образцы списа попали в Орловский краеведческий музей ещё в 1920-1930-е годы, но во время оккупации города фашистами описания и полевые записи исследователей были утрачены.

Уже более ста лет собирают полотенца, вышитые самобытным орловским списом, но до сих пор не прописаны основные стилевые характеристики вышивки под названием Орловский спис.

Восполним этот пробел.

Эта вышивка имеет две традиции.

Первая, изначальная, называется канонический орловский спис. Это картины в вышитой рамке, которые несут в себе не только архаичные сюжеты, но и глубокое философское осмысление мира и объёмную, многомерную картину жизни. Картины яркие, красный цвет насыщенный, контуры чёткие. Об этом написано в моих статьях «Канонический орловский спис» (https://dzen.ru/a/ZWyYl8IF-xcrW83P), «Орловский спис как антипод дзен рисования» (https://dzen.ru/a/ZX2HMvhldAx1040K), «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания» (https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh). Полотенца середины XIX – начала XX вв., вышитые орловским списом, находятся в коллекциях Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративного искусства, Орловского краеведческого музея, Орловского музея изобразительных искусств, Орловского государственного объединённого литературного музея им. И.С. Тургенева, Болховского краеведческого музея и в частных коллекциях.

Вторая традиция, начавшая формироваться после октябрьской революции, называется светский стиль орловского списа.

Тенденция придавать кустарной крестьянской вышивке высокий художественный уровень с привлечением профессиональных художников ярко проявилась в конце ХIХ начале ХХ века. Такие изделия делались на продажу. По мере того, как росло городское население, возрастал спрос на вышитые изделия среди горожан. У крестьян появилась возможность создавать вышивки для получения дополнительного заработка.

Вопреки значительным изменениям в жизни потребность в вышитой красоте осталась неизменной и вышивки продолжали радовать людей.

В 1900-х годах в селе Талашкино (возле Смоленска) активно работали мастерские княгини Тенишевой, державшей в Москве свой магазин. Как художник, собиратель и исследователь искусства, М.К. Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Она ставила задачу возрождения традиционной художественной народной культуры как жизнетворческой силы.

Талашкинскую вышивку считают наиболее удачным опытом создания вышивок на народной основе. В этом отношении талашкинская вышивка явилась существенным звеном в выработке нового стиля, получившего определение «неорусского». О мастерских княгини Тенишевой рассказано в моей статье «Орловский спис. Как гармонично сочетать бранки» (https://dzen.ru/a/ZfScFVN2slyOvrWA).

Определим, что такое стиль.

Согласно толковому словарю Ожегова, стиль – это совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве.

Название светский (иногда его называли городским) обусловлено двумя причинами.

  • Первая вызвана тем, что этот стиль вышивки формировался в связке с профессиональными художниками того времени, отражавшими и формирующими вкусы светского общества. Русская художественная культура второй половины XIX в. стремилась к осознанию своих национальных истоков. Народная тема нашла широкое воплощение в русском изобразительном искусстве, архитектуре, музыке. Исследование о народном искусстве написал В.В. Стасов. Профессиональные художники разрабатывали новые композиции вышивок с сохранением главных стилевых элементов, выработанных народом.
  • Вторая причина вызвана тем, что изделия вышивались на продажу и должны были удовлетворять вкусам горожан, пользоваться спросом, из-за чего появлялись новые сюжеты, новые персонажи и новые художественные решения, что порождает «облегчённую» версию изначального стиля.

Например, такую:

Панно "Подновинское гулянье". Работа выполнена для конкурса "Русь мастеровая", 2009г. Автор Народный мастер России, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и ремесел Мария Семёнова.  https://ru.pinterest.com/mashiha0096/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE/.
Панно "Подновинское гулянье". Работа выполнена для конкурса "Русь мастеровая", 2009г. Автор Народный мастер России, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и ремесел Мария Семёнова. https://ru.pinterest.com/mashiha0096/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE/.

После октябрьской революции нашлись подвижники и в Орловской области, желавшие сохранять и развивать народное искусство.

Обе традиции изначальная (каноническая) и светская необычайно интересны, самобытны, не имеют аналогов за пределами России и обе заслуживают исследования и поддержки.

Светский стиль более пластичен, чем канонический. Ему подвластны пейзажи, жанровые сценки, изображения цветов, зданий, животных, людей.

Украшенные в светском стиле скатерти, салфеточки, сумочки, косметички смотрятся жизнерадостно и оригинально.

Так что же такое светский стиль орловского списа? Из каких элементов он состоит?

Определим это понятие наиболее чётко.

Ведущими, главными компонентами, определяющими светский стиль являются:

1) контуры, очерчивающие изображение, чёткие, текучие, с плавными изгибами, несколько затейливые.

2) внутри контуры заполняются жёсткими геометрическими конструкциями-бранками,

3) метод исполнения вышивки – счётная техника набор.

Но это не полное описание. Важны цвет, приёмы, техника исполнения и состав используемых швов и бранок. Светский стиль орловского списа требует наличия следующих элементов:

а) Контуры вышиваемого образа плавные, текучие, они не строго симметричны, линии динамичны, в малых количествах допустимы острые углы. Для вышивки контуров используются швы роспись, тамбурный, стебельчатый.

б) Главным швом является шов вперёд иголку. Используются так же простой односторонний и двусторонний крест, гладь, счётная гладь и выколы.

в) Основное требование к геометрическим конструкциям бранок это повторяемость элементов. То есть стежки либо накладываются друг на друга, либо состыковываются углами, создавая, формируя тем самым определённый элемент.

г) В отличие от канонической традиции, где бранки ничем не разграничены, а переходят одна в другую, в светском стиле внутри контуров орнаменты-бранки могут быть отделены швами роспись, стебельчатым или тамбурным.

д) Желательна легкая несимметричность изображения, что придаёт изделию более живой вид, нежели строго симметричное.

е) В отличие от канонической традиции, цветовая гамма вышивки не обязательно красного цвета, она разнообразна и подбирается в соответствии с художественной задачей.

з) В отличие от канонической традиции, кайма-рамка вокруг центрального сюжета не обязательна.

и) В отличие от канонической традиции наличие обережных знаков не обязательно.

Обращаю внимание, что вышивка в светском стиле не является ритуальной, ограничения при её исполнении снижены, но если не соблюдать описанных выше отличительных черт, списовый стиль будет утерян или превратится в эклектику. Светский стиль орловского списа, как и канонический, самобытен, берегите его.

Пример современного светского стиля:

Автор: Народный мастер Орловской области, педагог З.В. Воропаева.
Автор: Народный мастер Орловской области, педагог З.В. Воропаева.

Пример того же современного светского стиля можно увидеть на выставке в музее «Тургеневское полесье» в селе Ильинское Орловской области. Источник: https://parentbook.ru/muzey-v-orlovskom-polesye-selo-ilinskoye/:

Эти радостные салфеточки выглядят удивительно живо, поскольку нет в них нарочитой симметрии.
Эти радостные салфеточки выглядят удивительно живо, поскольку нет в них нарочитой симметрии.

Опишем историю формирования светского стиля.

В сёлах Орловского уезда Домнино и Золотарёво в начале XX в. существовал крестьянский промысел, где вышивали в том числе и орловским списом. Вышивали списом и в соседних уездах: Кромском, Дмитровском, Залегощенском, Мценском, Урицком, Троснянском. В начале 20-х г. прошлого века орловские мастерицы начинают объединяться в артели. Именно тогда наметилась тенденция создания светского стиля орловского списа, как вид промысла.

Известно о создании в 1932 г. артели «10 лет Промкооперации» в селе Домнино, где профессиональные художники создавали эскизы, а работницы вышивали бранками полотенца, скатерти и салфетки. В других областях России так же создавались вышивальные промыслы: во Владимирской, Нижегородской, Тверской, Архангельской и т.д.

В 1962 г. на базе артели был создан комбинат «Восход», который в 1967 г. был реорганизован в швейную фабрику. Фабрика выпускала большое количество сувенирно-подарочной продукции, часть с использованием машинной вышивки. Светский стиль получал дальнейшее развитие. Произведения вышивальщиц, выполненные орловским списом, экспонировались на всесоюзных и международных выставках, множество изделий было закуплено Японией и Канадой.

Вот бы хоть одним глазком посмотреть, что увезли в Канаду и Японию.

В 1970—80-е гг. на фабрике «Восход», сохраняя преемственность, продолжали выпускать сувенирные полотенца, скатерти, комплекты салфеток, передники.

Фото из галереи: https://tigerfairy.gallery.ru/watch?a=NBI-jfy5
Фото из галереи: https://tigerfairy.gallery.ru/watch?a=NBI-jfy5

Некоторые крупные работы – панно, скатерти, разработанные художниками артели/фабрики хранятся в музеях.

Вот некоторые музейные образцы работ артели/фабрики, жаль, что они в черно-белом варианте:

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12177987
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12177987

Негатив. Автор Яковлева Вера Яковлевна. Скатерть "Хлопок" (фрагмент). Вышивка "орловский спис". Первая половина ХХ в. НИИХП. Материалы из коллекции "Фототека НИИХП". Период создания: 1930-е - 1950-е гг. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".

Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32762327
Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32762327

Негатив. Авторы: Крылова Л.Н. Савосько В. Панно "Москва". Вышивка типа «орловский спис». Комбинат "Восход", г. Орёл. Материал с республиканского конкурса сувениров 1966 г. Материалы из коллекции "Фототека НИИХП". Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства".

Как видите, в светском стиле допустимы острые углы, разноцветье, обережные знаки отсутствуют, рамка в виде мережки чисто условная.

Следуя этой традиции я разработала свою композицию вышивки скатерти и вышила её. Об этом рассказано в моей статье «Скатерть в светском стиле орловского списа»: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3. В этой же статье даны образцы всех бранок, имеющих название.

Артель/фабрика существовала более 60 лет, но перестройка прекратила её существование, однако светский стиль продолжает развиваться благодаря подвижнической деятельности орловских мастериц: З.Воропаевой, М.Семёновой, В.Черногоровой, М.Диденко и многих других. Вот, например, чудесная работа Маши Прониной ученицы Народного мастера России, преподавателя мастерской по вышивке в Орловской детской школе искусств и ремёсел Марии Семёновой:

Источник https://orel.bezformata.com/listnews/orlovskij-spis-eto-vechnoe/57639613/
Источник https://orel.bezformata.com/listnews/orlovskij-spis-eto-vechnoe/57639613/

Эта работа была отмечена на Дельфийских играх. Работа удивительной красоты, которая изумляет своей затейливостью, столь характерной для орловского списа. А сколько здесь жизнерадостности! На древе жизни расположились любимые герои сказок: Учёный Кот, Лиса Патрикеевна, птицы.

Создавая новое, оригинальное, Мария Семёнова показала своё уважительное восхищение народным творчеством. Сохранив все особенности стиля, она сумела вместе с учениками выразить то, что связано с красотой и романтикой сегодняшнего дня.

Посмотрите ещё один образец светского стиля выполненный её учениками. Источник: http://turgenevmus.ru/press-reliz-vystavki-kuda-igolka-tuda-i-nitochki/:

Сама вышивка в центре объявления. Работа шикарная!
Сама вышивка в центре объявления. Работа шикарная!

Как видите, светский стиль орловского списа таит в себе широчайшие художественные возможности.

Прежде, чем начать вышивать свою обережную вышивку с родовым древом по изначальному канону, целесообразно потренироваться на более простых образцах, чтобы освоить вышивку орнаментами-бранками. Описанию того, как создавать свои вышитые мини-картины посвящена часть моих предыдущих статей об орловском списе, этому будут посвящены и некоторые следующие статьи.

Творческих успехов вам в создании своих картин и в освоении новых стилей вышивки.