Есть ли что-нибудь неизвестное об уникальном типе вышивки орловский спис после стольких моих статей?
Неизвестного очень много.
Как и когда возник орловский спис? Является ли он тайным посланием с элементами бытовой магии? Какие смыслы в нём сокрыты?
Например, на многих старинных полотенцах некоторые орнаменты-бранки вышиваются не вдоль нитей утка, а поперёк, вдоль нитей основы. А ведь полотно часто осознавалось как полотно жизни. Что значили орнаменты, вышитые вдоль нитей основы, поперёк нитей утка?
Может быть мы найдём со временем на это ответы. А пока рассмотрим простейшую бранку белокос.
Приём вертикальной вышивки позволяет изменять картину на вышитых полотенцах и создавать новые орнаменты.
Посмотрим, как они порождаются на примере бранки белокос.
Задолго до появления кубиков Лего крестьянские девушки орловской губернии учились мыслить более сложными конструкциями, чем просто кубики, создавая вышитые обережные полотенца с изображением древа жизни, птицы счастья, лягушки рожаницы, … . Для вышивки использовались различные конструкции из стежков, из которых потом составлялись орнаменты.
Особенностью вышивки орловский спис является использование орнаментов-бранок для заполнения ими замкнутого контура. Внутренность контура как бы заштриховывается. Сам орнамент часто называется по имени бранки из которой он создаётся. Примеры таких конструкций-бранок и их названия приведены тут: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3
Но есть потрясающий орнамент-бранка, названный ведьма, который приводит меня в восхищение и изумление. Как можно было додуматься до такой конструкции, где параллелограммы находятся по отношению друг к другу перпендикулярно и сделано это только из стежков? До такой конструкции орнамента мог додуматься только гений геометрии. При всей моей любви к геометрии я могу вышивать этот орнамент только имея перед глазами образец. При этом я тщательно отсчитываю нити в каждом ряду. А ведь его придумали женщины-крестьянки, которые не то что в университетах, даже в школах не учились!
О том, что орловский спис это не только уникальный тип вышивки и система познания мира, но ещё и система обучения мыслить конструкциями, мыслить абстрактно рассказано тут: https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh
В традиционной вышивке Орловского края бранка белокос называется ещё собачьи рёбра. Она состоит из бранки, составленной из двух наложенных друг на друга стежков. Далее эта бранка смещается на две нити вбок и на две нити выше, относительно исходной.
Бранка, закрывающая вышивкой 6 нитей полотна также называется белокос:
Определим понятие бранка и принципы создания орнаментов в орловском списе.
Бранкой в орловском списе называются либо удвоенные стежки (самая маленькая бранка называется дробнушка), либо повторяющаяся комбинация удвоенных стежков, вышитая по счёту нитей в технике набор, где основным швом является шов вперёд иголку.
Комбинации стежков могут быть разными, но чтобы создавать орнамент из них должны быть выполнены определённые условия, то есть при создании бранок с соблюдением традиций орловского списа должны быть выполнены следующие требования:
а) Элементами бранок и одновременно бранками являются 2 стежка, которые в точности наложены друг на друга и покрывают собой от двух до десяти нитей основы. Бранкой дробнушка называется два точно соприкасающихся друг с другом стежка в параллельных рядах, захватывающие две нити основы.
б) Элементы должны соблюдать принцип связанности, то есть иметь либо точку соприкосновения, либо частично или полностью накладываться друг на друга.
в) Элементы должны ритмично повторяться, для чего используется трансляционная симметрия (перенос), а также зеркальная симметрия.
Из повторения бранок создают мелкие орнаменты, заполняющие пространство внутри замкнутого контура.
БРАНКА БЕЛОКОС В 4 НИТИ
Технология составления орнаментов из конкретной бранки описана тут: https://dzen.ru/a/ZuMzBWZHO1iIZEdv
Повторим эту технологию здесь. Будем рассматривать бранки как геометрические объекты на листе в клеточку, где каждая клеточка соответствует двум наложенным друг на друга стежкам. Одна клеточка означает, что зашиваются две нити основы. Две клеточки означают, что зашиваются четыре нити основы и т.д.
Рассмотрим бранку белокос, зашивающую 4 нити основы и все комбинации, которые она может образовать сама с собой.
Бранка белокос может быть вышита как горизонтально (а, б), так и вертикально (в, г). А с помощью зеркального отображения бранка может иметь противоположное направление.
Поскольку вышивка создаётся из чёрточек одного цвета, она представляет собой разновидность графики, поэтому направление чёрточек имеет значение.
В силу простоты конструкции этой бранки разных вариантов сочетаний её с самой собой с выполнением принципа связанности всего семь.
Транслирование сочетания бранок под номерами 1а), 2а), 3а), 7а) даёт один и тот же классический орнамент:
Вот его практическая реализация в зеркальном отображении:
Транслирование сочетания бранок под номером 4а) порождает такой орнамент (он тоже встречается в старинных вышивках):
Трансляция бранки 6а) создаёт более прозрачный орнамент:
А транслирование сочетания бранок 5а) создаёт более массивную конструкцию, здесь она в зеркальном отображении:
Если же состыковывать «квадраты» боками, то получим другой орнамент:
Этот вариант орнамента замысловат, но он будет актуален там, где должен доминировать красный цвет. Заметим, что "квадраты" центрального элемента, сливаясь, порождают общую бранку, зашивающую 8 нитей. Если бы я не взяла за основу конструкцию 5а), то до такого варианта орнамента трудно додуматься. А если квадраты не прислонять друг к другу, а состыковывать углами, то получится ещё один вариант орнамента. Попробуйте нарисовать его сами.
Ещё одной особенностью вышивок орловским списом является соединение бранок через бранку дробнушка или вставка дробнушки в крупный просвет между другими бранками. Это помогает придумывать ещё большее количество орнаментов.
На старинных полотенцах встречается классическая конструкция на рис. 1, как бы раздвинутая дробнушкой. Но можно сказать и по-другому, что бранка белокос соединена через дробнушку с такой же бранкой. Это выглядит так:
Есть варианты составных орнаментов, где чередуются раздвинутые бранка белокос и бранка в две дробнушки:
Если вставлять дробнушку в просветы, то сочетание 4а) с добавленной дробнушкой будет выглядеть так:
Здесь между вертикальными колоннами из комбинации 4а) как бы проглядывают цветочки.
Но не все орнаменты получаются интересными.
Если чередовать комбинацию 7а) через ряд дробнушек в каждом третьем ряде клеточек, то получим такой мало интересный орнамент:
Мне не понравился такой орнамент. Здесь для того чтобы разглядеть повторяющиеся конструкции мозгу надо поднапрячься, узнаваемость структур минимальная, поэтому радости от созерцания этот орнамент не доставляет и в вышивках он не используется.
Направление стежков вертикальное или горизонтальное сильно влияет на восприятие орнамента. Нити не только по-разному отсвечивают, но и направление чёрточек в любой графике всегда значимо.
Теперь рассмотрим орнаменты, которые получатся из бранки белокос, вышитой вертикально:
Сочетания 1г), 4г), 7г) порождают один и тот же орнамент:
Этот вариант вертикального орнамента полностью совпадает по виду с горизонтальным, но направление стежков перпендикулярно нитям утка и орнамент воспринимается иначе, не тождественно.
Из сочетания 3г) получается следующий орнамент:
Орнамент интересный, это тот же 4а), но поставленный вертикально. И хотя зрительно мы видим горизонтальные полосы, вертикальные чёрточки создают восприятие орнамента как нового.
Благодаря вертикальным чёрточкам, приятно смотрится такое сочетание бранок, составленное из комбинации 2г):
Конструкция 6г) порождает такие орнаменты:
Эти орнаменты замысловаты и глаз не особо радуют, но может быть где-нибудь пригодятся.
Сочетание бранок 4г) порождает и такой гармоничный орнамент, если транслировать её по диагонали:
Вопрос о том какими орнаментами и в каком направлении заполнить замкнутые контуры всегда стоит перед мастерицей, создающей новую картину. Особенно это ощущаешь, когда вышиваешь птиц. Хочется передать блеск перьев, их структуру, их направление. И всё это надо сделать с помощью чёрточек-стежков. Не менее важное значение имеет и плотность настила нитей. Чем меньше просветов белого полотна, тем более густокрасным кажется орнамент, но когда просветов больше, красный цвет как бы высветляется, бледнеет. Всё это помогает достичь большой художественной выразительности вышиваемой картины.
Особым мастерством считался такой подбор бранок, при котором каждая новая бранка как бы перетекала в другую, поскольку в каноническом орловском списе швы, отделяющие бранки не использовались.
Эта статья будет полезна всем, кого интересуют графические орнаменты, и кто хочет научиться их создавать.