Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Сергей Малютин: Архитектор русской сказки в эпоху модерна

Оглавление

Сергей Малютин: Архитектор русской сказки в эпоху модерна

Сергей Васильевич Малютин (1859–1937) — имя, которое стало символом синтеза народных традиций и новаторских идей Серебряного века. Художник, график, архитектор, один из основоположников неорусского стиля, Малютин оставил неизгладимый след в истории искусства. Его творчество — это мост между прошлым и будущим, где древнерусские мотивы переплетаются с эстетикой модерна, создавая уникальные архитектурные шедевры.

Этого художника живописец и реставратор Игорь Грабарь называл «бесспорным, исключительным, сверкающим дарованием». Покровительница искусств княгиня Мария Тенишева, с которой Малютин плотно работал на протяжении долгого времени, вспоминала, что его интересовали «столбушечки, красочки, вершочки, зайчики» — приметы русского стиля, который стал особенно популярен в конце XIX века.

Сергей Малютин, автопортрет
Сергей Малютин, автопортрет

Многогранный гений

Родившись в купеческой семье и рано осиротев, Малютин прошёл путь от конторщика до академика Императорской академии художеств. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он пробовал себя в разных жанрах: от портретов и пейзажей до театральных декораций. Именно Малютин вместе с сергиево-посадским токарем Звёздочкиным создал первую русскую матрёшку, оформлял сказки Пушкина и участвовал в создании легендарных «Окон РОСТА». Но истинную славу ему принесли архитектурные проекты, воплотившие дух «русской сказки» в камне и дереве.

Талашкино: Творческая лаборатория под небом Смоленщины

Судьба свела Малютина с княгиней Марией Тенишевой — меценаткой, чьё имение Талашкино стало центром художественного эксперимента. Здесь, вдали от столиц, рождались идеи, определившие лицо неорусского стиля.

«Теремок» (1901)

«Теремок» — Визитная карточка Малютина. Это здание, напоминающее иллюстрацию к былине, сочетает асимметричные объёмы, резные наличники с жар-птицами и солнцами, яркую роспись. Изначально служивший библиотекой и гостевым домом, сегодня «Теремок» — музей, хранящий работы Врубеля, Рериха и самих талашкинских мастеров.

Теремок. Наличник окна
Теремок. Наличник окна

-4

-5

-6

Церковь Святого Духа (1902–1905)

Церковь Святого Духа — смелый эксперимент. Её формы, вдохновлённые северным зодчеством и восточными усыпальницами, вызвали споры. Мозаика «Спас Нерукотворный» Николая Рериха над входом — единственное уцелевшее украшение. Храм, так и не освящённый, стал символом утраченных возможностей: в советские годы его интерьеры погибли, но эскизы росписей до сих пор поражают мистической глубиной. Он разрабатывал архитектурный проект совместно с Марией Тенишевой.

Церковь Святого Духа
Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа, мозаики Рериха
Церковь Святого Духа, мозаики Рериха

Несохранившиеся росписи Николая Рериха в Церкви Святого Духа
Несохранившиеся росписи Николая Рериха в Церкви Святого Духа

Музей «Русская старина» (1903–1905): Храм искусства в Смоленске

Здание музея в Смоленске — ещё один манифест неорусского стиля. Малютин, Васнецов и Тенишева создали «куб», украшенный майоликой с надписью «Русская старина» и вензелем княгини. Внутри планировалось разместить 10 000 экспонатов — от икон до оружия. Сегодня, пережив национализацию и забвение, музей возрождается, напоминая о щедрости Тенишевой, подарившей коллекцию городу.

Музей "Русская старина"
Музей "Русская старина"

-11

-12

Дом Перцовой: Московская жемчужина

В сердце Москвы, на Пречистенской набережной, стоит Дом Перцовой (1905–1907) — эталон «сказочного модерна». Малютин выиграл конкурс у самого Васнецова, предложив фасад, где славянские божества Ярило и Велес соседствуют с майоликовыми драконами и птицей Гамаюн.

Интерьеры дома — резные лестницы, витражи, изразцовые печи — стали пристанищем для богемы: здесь жили Фальк и Куприн, а в подвале гремело кабаре «Летучая мышь». Чудом уцелев при строительстве Дворца Советов, дом сегодня принадлежит МИДу, храня память о золотом веке русской культуры.

Здание на Пречистенской набережной назвали по имени владельцев. Участок у реки выкупил Пётр Перцов — инженер путей сообщения, покровитель искусств, знаменитый меценат. Он хотел создать место, где могли селиться талантливые люди, сам выбрал автора проекта и контролировал стройку.

Когда строительство завершилось, официальной владелицей здания стала жена мецената, Зинаида Перцова. В начале XX века, как и сейчас иногда, крупные сделки часто оформляли на родных — чтобы не потерять имущество, если глава семьи однажды обанкротится.

Дом Перцевой
Дом Перцевой

Дом Перцевой
Дом Перцевой

На месте будущего строительства уже находилось трёхэтажное здание. Задача стояла адаптировать его под доходный дом и придать сооружению неорусский колорит. Художник спроектировал «трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями… четвертый этаж с большими окнами… и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка царицы» и… четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом».

Таким образом, к дому были добавлены ещё один этаж и новый корпус. Чтобы сделать строение более похожим на русский терем, Малютин создал конструкцию в виде острого угла. В неё он гармонично вписал «отлетную» часть здания. Балкон четвёртого этажа с золочёным шатром-крышей автор назвал «беседкой царицы».

Архитектор разработал два главных фасада со всеми деталями облицовки и часть интерьеров. В его работах нашли отражение языческие символы и эстетика греческих икон. Стены здания облицевали красным кирпичом, что придало ему нарядный вид.

Дом Перцевой, детали
Дом Перцевой, детали

Дом Перцевой, эскиз
Дом Перцевой, эскиз

Дом Перцевой. Несохранившиеся интерьеры
Дом Перцевой. Несохранившиеся интерьеры

Дом Перцевой. Несохранившиеся интерьеры
Дом Перцевой. Несохранившиеся интерьеры

В этом же доме поселился и сам Сергей Малютин: он жил в квартире в полуподвальном этаже. В 1908 году в Москве произошло наводнение. Пострадало в том числе жилище Малютина. Несколько его картин — незаконченные «Леший», «Царевна», «Баба-Яга», огромное полотно «Куликово поле» — утонули.

Жена художника Елена Малютина пыталась спасти произведения в холодной воде, но сильно простудилась и вскоре умерла. Разбитый горем Малютин вместе с четырьмя детьми покинул дом.

В 1913 году Малютин стал членом «Товарищества передвижных выставок», а год спустя — академиком Российской Академии Художеств. После революции Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов Ассоциации художников революционной России в 1922 году.

Наследие, которое не уходит в прошлое

Сергей Малютин доказал: национальная идентичность — не архаика, а источник вдохновения. Его здания — не просто памятники, а живые символы диалога эпох. Сегодня, когда интерес к неорусскому стилю возрождается, творения Малютина напоминают: истинное искусство вне времени. Талашкино, Смоленск, Москва — в каждом городе, где работал мастер, осталась частица его души, превратившаяся в вечную сказку, высеченную в камне.

Екатерина Серёжина