Сергей Малютин: Архитектор русской сказки в эпоху модерна
Сергей Васильевич Малютин (1859–1937) — имя, которое стало символом синтеза народных традиций и новаторских идей Серебряного века. Художник, график, архитектор, один из основоположников неорусского стиля, Малютин оставил неизгладимый след в истории искусства. Его творчество — это мост между прошлым и будущим, где древнерусские мотивы переплетаются с эстетикой модерна, создавая уникальные архитектурные шедевры.
Этого художника живописец и реставратор Игорь Грабарь называл «бесспорным, исключительным, сверкающим дарованием». Покровительница искусств княгиня Мария Тенишева, с которой Малютин плотно работал на протяжении долгого времени, вспоминала, что его интересовали «столбушечки, красочки, вершочки, зайчики» — приметы русского стиля, который стал особенно популярен в конце XIX века.
Многогранный гений
Родившись в купеческой семье и рано осиротев, Малютин прошёл путь от конторщика до академика Императорской академии художеств. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он пробовал себя в разных жанрах: от портретов и пейзажей до театральных декораций. Именно Малютин вместе с сергиево-посадским токарем Звёздочкиным создал первую русскую матрёшку, оформлял сказки Пушкина и участвовал в создании легендарных «Окон РОСТА». Но истинную славу ему принесли архитектурные проекты, воплотившие дух «русской сказки» в камне и дереве.
Талашкино: Творческая лаборатория под небом Смоленщины
Судьба свела Малютина с княгиней Марией Тенишевой — меценаткой, чьё имение Талашкино стало центром художественного эксперимента. Здесь, вдали от столиц, рождались идеи, определившие лицо неорусского стиля.
«Теремок» (1901)
«Теремок» — Визитная карточка Малютина. Это здание, напоминающее иллюстрацию к былине, сочетает асимметричные объёмы, резные наличники с жар-птицами и солнцами, яркую роспись. Изначально служивший библиотекой и гостевым домом, сегодня «Теремок» — музей, хранящий работы Врубеля, Рериха и самих талашкинских мастеров.
Церковь Святого Духа (1902–1905)
Церковь Святого Духа — смелый эксперимент. Её формы, вдохновлённые северным зодчеством и восточными усыпальницами, вызвали споры. Мозаика «Спас Нерукотворный» Николая Рериха над входом — единственное уцелевшее украшение. Храм, так и не освящённый, стал символом утраченных возможностей: в советские годы его интерьеры погибли, но эскизы росписей до сих пор поражают мистической глубиной. Он разрабатывал архитектурный проект совместно с Марией Тенишевой.
Музей «Русская старина» (1903–1905): Храм искусства в Смоленске
Здание музея в Смоленске — ещё один манифест неорусского стиля. Малютин, Васнецов и Тенишева создали «куб», украшенный майоликой с надписью «Русская старина» и вензелем княгини. Внутри планировалось разместить 10 000 экспонатов — от икон до оружия. Сегодня, пережив национализацию и забвение, музей возрождается, напоминая о щедрости Тенишевой, подарившей коллекцию городу.
Дом Перцовой: Московская жемчужина
В сердце Москвы, на Пречистенской набережной, стоит Дом Перцовой (1905–1907) — эталон «сказочного модерна». Малютин выиграл конкурс у самого Васнецова, предложив фасад, где славянские божества Ярило и Велес соседствуют с майоликовыми драконами и птицей Гамаюн.
Интерьеры дома — резные лестницы, витражи, изразцовые печи — стали пристанищем для богемы: здесь жили Фальк и Куприн, а в подвале гремело кабаре «Летучая мышь». Чудом уцелев при строительстве Дворца Советов, дом сегодня принадлежит МИДу, храня память о золотом веке русской культуры.
Здание на Пречистенской набережной назвали по имени владельцев. Участок у реки выкупил Пётр Перцов — инженер путей сообщения, покровитель искусств, знаменитый меценат. Он хотел создать место, где могли селиться талантливые люди, сам выбрал автора проекта и контролировал стройку.
Когда строительство завершилось, официальной владелицей здания стала жена мецената, Зинаида Перцова. В начале XX века, как и сейчас иногда, крупные сделки часто оформляли на родных — чтобы не потерять имущество, если глава семьи однажды обанкротится.
На месте будущего строительства уже находилось трёхэтажное здание. Задача стояла адаптировать его под доходный дом и придать сооружению неорусский колорит. Художник спроектировал «трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями… четвертый этаж с большими окнами… и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка царицы» и… четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом».
Таким образом, к дому были добавлены ещё один этаж и новый корпус. Чтобы сделать строение более похожим на русский терем, Малютин создал конструкцию в виде острого угла. В неё он гармонично вписал «отлетную» часть здания. Балкон четвёртого этажа с золочёным шатром-крышей автор назвал «беседкой царицы».
Архитектор разработал два главных фасада со всеми деталями облицовки и часть интерьеров. В его работах нашли отражение языческие символы и эстетика греческих икон. Стены здания облицевали красным кирпичом, что придало ему нарядный вид.
В этом же доме поселился и сам Сергей Малютин: он жил в квартире в полуподвальном этаже. В 1908 году в Москве произошло наводнение. Пострадало в том числе жилище Малютина. Несколько его картин — незаконченные «Леший», «Царевна», «Баба-Яга», огромное полотно «Куликово поле» — утонули.
Жена художника Елена Малютина пыталась спасти произведения в холодной воде, но сильно простудилась и вскоре умерла. Разбитый горем Малютин вместе с четырьмя детьми покинул дом.
В 1913 году Малютин стал членом «Товарищества передвижных выставок», а год спустя — академиком Российской Академии Художеств. После революции Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов Ассоциации художников революционной России в 1922 году.
Наследие, которое не уходит в прошлое
Сергей Малютин доказал: национальная идентичность — не архаика, а источник вдохновения. Его здания — не просто памятники, а живые символы диалога эпох. Сегодня, когда интерес к неорусскому стилю возрождается, творения Малютина напоминают: истинное искусство вне времени. Талашкино, Смоленск, Москва — в каждом городе, где работал мастер, осталась частица его души, превратившаяся в вечную сказку, высеченную в камне.
Екатерина Серёжина