Согласно исследованию Ассоциации организаторов студенческих олимпиад, 85% студентов вузов активно применяют нейросети в учебном процессе. Лишь 10% попробовали, но не используют технологии, и около 5% никогда к ним не прибегали. Основные направления использования — написание эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ, создание презентаций и генерация изображений. В программе «Встань москвичом» Москва FM узнала у амбассадора цифрового образования, ведущего методиста компании «Алгоритмика» Александра Степанова, как в вузах распознают использование ИИ студентом.
Новые правила и цифровая реальность
Как отмечает Александр Степанов, нейросети действительно могут быть полезны, но требуют критического подхода. «Они умеют эволюционировать, привирать и давать ответы, которые хотят услышать. Информацию нужно обязательно проверять».
Как распознают ИИ
Сейчас, при сдаче научных работ, требуется специальная справка, показывающая процент авторского текста. Современные системы антиплагиата научились выявлять тексты, созданные нейросетями. Кроме того, опытные преподаватели замечают неестественность стиля. «Хороший педагог всегда видит, когда работа либо сильнее, либо слабее уровня студента», — поясняет Степанов.
Плюсы и минусы
Интересно, что нейросети уже можно «обучить» писать в определенном стиле, загрузив образцы текстов. Это открывает возможности для создания «цифровых двойников» и ставит новые вопросы перед образовательной системой.
Являясь мощным инструментом, ИИ сокращает время поиска информации с недель до часов, позволяет быстро находить источники и оформлять работы. Опасность заключается в том, что помощь нейросети может развивать одних студентов и развращать других, делая за них всю работу.