Найти в Дзене

Венчальное платье и день венчания Екатерины Великой

Оглавление

Немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, которая вошла в историю как императрица Российской империи Екатерина II, вышла замуж за наследника российского престола Петра Федоровича 21 августа (3 сентября по новому стилю) 1745 года. К свадьбе наследника начали готовиться за полгода, а праздновали десять дней. Для юной шестнадцатилетней невесты было сшито роскошное платье, украшенное серебряным шитьем и вышивкой.

Венчальное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны. Россия. 1745 г. Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. Из собрания Музеев Московского Кремля (Оружейная палата).
Венчальное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны. Россия. 1745 г. Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. Из собрания Музеев Московского Кремля (Оружейная палата).

Думаю, детально описывать платье нет смысла, оно сохранилось до наших дней (не сохранились лишь воздушно-ажурные кружевные рукава). Конечно, время отразилось на наряде: с годами заметно потемнело серебро, и оно уже не переливается так, как в день венчания. А в тот день оно выглядело очень эффектно — подобно сиянию бриллиантов в вечернем освещении. В любом случае, рассматривая венчальный наряд в Оружейной палате, виден уровень исполнения и чувствуется масштаб торжества. Попробуем представить?

Венчальное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны. Экспозиция. Из собрания Музеев Московского Кремля (Оружейная палата).
Венчальное платье Великой княгини Екатерины Алексеевны. Экспозиция. Из собрания Музеев Московского Кремля (Оружейная палата).

Я же предлагаю отправиться в 21 августа 1745 года и посмотреть на это событие глазами матери невесты и самой невесты.

Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская (мать невесты)

Антуан Пэн. Портрет Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской. Около 1746. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Антуан Пэн. Портрет Иоганны Елизаветы Гольштейн-Готторпской. Около 1746. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мать Фике — Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская вспоминала этот день так: «Мне следовало быть готовой первой, и я была в 6 с половиною часов и послала узнать, встала ли Великая Княжна? Она вставала с постели. Позвав графиню Румянцеву и дам, я отправилась с ними в покои моей дочери. Мы одели ее в простой домашний наряд, чрезвычайно, впрочем, благопристойный, белый с золотом, в ночной чепчик и маленькие фижмы. Только что это было сделано, как Ее Императорское Величество прислала звать нас чрез дежурного камергера. Чтобы дойти туда, мы сделали обход, так как принуждены были пройти прямо тронную залу и первые приемные. Мы не преминули встретить много лиц, начавших уже собираться во дворец и не смевших нас приветствовать, т. е. подходить к руке.

Императрица приказала нас ввести в парадную опочивальню. У нее уже были совсем убраны волосы, но наряд был вполне домашний. Дочь моя первая, а потом я произнесли ей небольшие речи, какие только лучше могли придумать, на счет события дня, одолжения ей нам и нашу признательность. Великая Государыня отвечала с тою добротою и обворожительностью, которые только ей свойственны.

Когда Великая Княжна поместилась за уборным столом, то все статс-дамы получили дозволение войти. Она была причесана своими горничными и парикмахером. Ее Императорское Величество приказывала только там и сям кое-какие украшения. Она сама возложила на ее голову маленькую бриллиантовую корону. Волосы Великой Княжны не были напудрены; платье ее было из самого великолепного, какое я видела в моей жизни, серебряного glace, и окаймленное на высоте пол-юбки битью из золота. Это прекрасное украшение, эти драгоценности, которыми она была покрыта, придавали ей, могу сказать, обворожительный вид. Ее слегка подрумянили, и цвет ее лица никогда не был прекраснее, как тогда. Ее светло-черные, но блестящие волосы выказывали более ее молодость и придавали прелестям смуглянки мягкость, свойственную белокурым.

Ея Императорское Величество, приказав придать все возможные украшения наряду Великой Княжны (к ее выгоде), кончила тем, что начала одеваться сама. Весь этот день у нее на голове была императорская корона, а на плечах — мантия. Платье она имела одинаковое с невестой, исключая то, что оно было из гроденапля каштанового цвета.

Между тем как это происходило во внутренних покоях, Великий Князь оделся в платье из совершенно одинаковой ткани со своею невестой, с пуговицами, шпагой и всем прибором из бриллиантов. Здесь кстати заметить, что во все дни, когда продолжались эти праздники, они одеты были одинаково, и что три дня были в платьях, а остальное — в епанчах.»

Великая княгиня Екатерина Алексеевна (невеста)

Г.К. Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). Холст, масло. Государственный Русский музей.
Г.К. Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). Холст, масло. Государственный Русский музей.

А вот так этот день запомнила невеста: «Наконец все приготовления к моей свадьбе были близки к окончанию, и день свадьбы был назначен на 21 августа текущего 1745 года. Императрица хотела, чтобы перед этим торжеством мы с великим князем постились во время Успенского поста; поэтому мы отправились 15 августа причащаться с императрицей в церковь Казанской Божией Матери. Несколько дней спустя мы последовали пешком за императрицей в Александро-Невскую лавру, где после всенощной весь двор ужинал. <...> Когда наступил канун 21 августа, мы переехали из Летнего дворца в Зимний. До тех пор я занимала в саду Летнего дворца каменное здание, которое выходит на Фонтанку за павильоном Петра Великого. Вечером мать пришла ко мне и имела со мною очень длинный и дружеский разговор: она много проповедовала мне о моих будущих обязанностях; мы немного поплакали и расстались очень нежно.

В день церемонии в шесть часов утра я встала; в восемь часов императрица велела мне сказать, чтобы я прошла в её покои одеваться. Я нашла туалет приготовленным в её парадной опочивальне, и её дворцовые дамы находились уже там. Стали меня причёсывать; мой камердинер Тимофей Евреинов завивал мне чёлку, когда вошла императрица. Я встала, чтобы поцеловать ей руку; едва она меня поцеловала, как принялась бранить моего камердинера и запретила ему завивать мне чёлку; она хотела, чтобы чёлка была плоской, под предлогом, что при завитой чёлке драгоценные украшения не будут держаться на голове, после чего ушла. Однако человек мой, который был упрям, не захотел отказаться от своей завитой чёлки; он убедил графиню Румянцеву, которая покровительствовала завивке и не любила зализанных волос, поговорить с императрицей в пользу завитой чёлки. После того как графиня три или четыре раза ходила взад и вперёд от императрицы к моему камердинеру и обратно, между тем как я была спокойным зрителем происходящего, императрица велела ему не без гнева сказать, чтобы он делал как знает. Когда я была причесана, императрица пришла надеть мне на голову великокняжескую корону и потом велела мне самой надеть столько драгоценностей из ее и моих, сколько я хочу. Она вышла, и придворные дамы продолжали одевать меня в присутствии матери: мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и было очень тяжелым.»

Надеюсь, что такое небольшое путешествие в прошлое было Вам интересно.

Всех благодарю за подписку и рекомендации моего канала, лайки и интересные комментарии❤️

Использованная литература:

1. Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии ее с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744-1745 годы / Сборник Российского исторического общества, 1871. – Т. 7.

2. Екатерина II. Сочинения / Сост. и примеч. В. К. Былинина и М. П. Одесского. М., 1990.