("Мастер", A Working Man, 2025, США)
Бывает и так: и поспешишь, и людей при этом не насмешишь.
Вон Дэвид Эйр с Джейсоном Стэйтемом рванули в прошлом году вдогонку за паровозом "Джон Уик 4". Да, со своим вторично-наигранным "Пасечником" "Пчеловодом". Но если кого это рассмешило, то лишь поначалу. Зато потом их экшен-клоунада отбилась в прокате 4-кратно. И это уже не повод для хаханек, а заявка на сиквел.
Но что мы видим спустя год с небольшим?
...А сегодня мы видим, что вместо своего пчелосиквела Дэвид и Джейсон снимают... то же самое, но с "перламутровыми пуговицами". То есть боевик со Стэйтемом в роли крутыша-единоборца с бандитами, насаждателя добра, защитника страждущих. Вот только это не "Пчеловод 2", а... "Мастер". И его герой, когда смирный, не черпает мёд из ульев, а вкалывает на стройке прорабом.
Но когда оба они злы, отличить дерущегося Стэйтема от дерущегося Стэйтема сложновато. Разве что у первого физия мёдом испачкана, а у второго монтажной пеной.
И в чем был смысл загадочного перепрофилирования джейсонова экшен-крестьянина в боевого пролетария?
Ответ прост, но внезапен: виной тому Сильвестр Сталлоне...
Оказывается, Сталлоне уже много лет носился с мыслью забацать сериал по книгам Ч. Диксона о Левоне Кейде. Про крутого спецназовца в отставке, чьим врагам обычно не позавидуешь, хотя все они живут и кушают гораздо лучше Левона.
Увы, в итоге идея Сильвестра скукожилась до одного фильма по одной книге. А тут ненароком Эйр и Стэйтем со своим ну очень схожим "Пчеловодом" мимо пробегали. Попались, голубчики! Ухватив их за шиворот, Слай вручил им свой сценарий, продюсерские деньги и велел ни в чём себе не отказывать.
Да "пасечники", в общем-то, и не ерепенились. Тем более, как выяснилось, "Пчеловод 2" будет снимать вовсе не Эйр, а Тимо Тьяджанто.
Вот и вся недолга.
Что пишет в 21 веке в своих "не боксерских" сценариях Сталлоне, давно известно. Их фабула остаётся неизменной: крутой мужик спасает девочку/девушку/женщину от лютых злодеев.
Не преподнёс здесь сюрпризов и "Мастер".
Разве что Дэвид Эйр вернулся к своему коронному стилю "криминального" боевика, известному по "Королям улиц", "Саботажу", "Патрулю" и "Выбивая долги". То есть более "приземленному", чем позёрский "Пчеловод". С более естественной, неяркой картинкой, меньшим циркачеством в драках, и главным героем, чьи понты не настолько выпуклые. Нет, так-то они у него есть. Но чтобы те понты попёрли наружу, тут на персонажа Стэйтема надо сначала "конкретно наехать". А до той поры он - сама скромность и учтивость, как и его же Перевозчик.
Зато простой рабочий народ на стройке любит своего честнейшего прораба Левона, как отца родного. И завтраками-обедами его домашними угощает. Потому что после смерти жены бедолага живет в собственном пикапе и питается просрочкой чем попало. А его маленькая дочь находится теперь под опекунством дедушки, левонова тестя. Склочного зануды и редиски.
Начальство в лице хозяев стройфирмы, добрых капиталистов Гарсия, тоже в своём прорабе души не чает. И тоже подкармливает его по мере сострадания вкусняшками со своего стола. И кабы не проблемы Кейда с тестем, что намерен лишить его отцовских прав, всё у него было бы ништяк. И даже забредающие иногда на стройплощадку бандиты не портят ему жизнь, а уходят восвояси, отму... избитые и сконфуженные.
Беда пришла, откуда не ждали.
Вернее, не ждали её Левон и семейство Гарсия. Но мы-то с вами знаем, чем всегда оборачивается первоначальная идиллия в сценариях Сталлоне. Да-да, ею и оборачивается - обиженной злодеями, беззащитной героиней.
В "Мастере" ею стала Дженни, дочь-студентка супругов Гарсия. Которая пошла однажды с подружками бухать по барам, да и сгинула бесследно. Но, опять же, не для нас - нам покажут, как её похитили некие уголовного вида мерзавцы.
А полиция на заявление о пропаже Дженни ответит дежурной цитатой Семён Семёныча: "Будем искать...". И, конечно, будет. Но не сегодня. И не завтра. Возможно, как-нибудь потом. В следующем месяце, после выборов губернатора и праздников...
И пошли тогда Гарсия на поклон к Левону Кейду. Ибо знали: раз он служил в спецназе и регулярно избивает на стройке бандитов, значит и Дженни сумеет найти. Это же логично, не находите?
Левон, кстати, этого не находил. И поначалу стал отнекиваться. Но, глядя в две пары умоляющих мексиканских глаз, не вытерпел и сдался. "В каком баре, - спросил он, - в последний раз видели Дженни? Там-то?.. Что ж, с него и начну розыск".
После чего хрустнул кулаками, достал "ствол" - и начал...
Страдающая из-за пропажи дочери мексиканская семья, к слову, ведёт себя своеобразно. Вся многочисленная родня Гарсия собралась у них дома на большом застолье. Сидят, едят, пьют, общаются... Ладно, хоть без гитары. Далее "застолье" ждёт вестей от носящегося по городу и окрестностям Левона. И так - несколько дней кряду...
Любопытная традиция. Как говорится, ну с Днем Киднеппинга вас, дорогие родители!
***
В общем, что порадовало: мастерски снимать жёсткие, грохочущие боевики Дэвид Эйр не разучился. Все перестрелки и драки поставлены у него брутально и зрелищно, а оружие бабахает на радость вашему сабвуферу.
57-летний Стэйтем тоже хоть постарел лицом, но звание одного из героев боевика не теряет. Всё такой же резкий и напористый, в отличной мордобойной форме.
Что огорчило: шаблонный до махровости, "девочко-спасательный" сюжет. Без малейшей изюминки, и между драками в фильме нет почти ничего интересного. Даже работу Левона на стройке, и её толком не покажут.
Сему мораль: неплохо снятый, но абсолютно проходной боевик "со Стэйтемом". Посмотреть разок - забыть - случайно вспомнить о нём через пару лет - пересмотреть - после чего забыть окончательно.
Впрочем, для современного боевика и такая судьба есть достижение, чего уж там.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):