Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Перевозчик

Оглавление

(The Transporter, 2002, Франция)

- Извини, Фрэнк, сказали они, но с деньгами сегодня напряг. Можем рассчитаться лишь товаром, так что бери, пока есть ассортимент... Хороший гонорар, ничего не скажешь! Теперь вот корми его, люби, развлекай, выводи на прогулку... Как будто мне и впрямь больше делать нечего, ага!
- Извини, Фрэнк, сказали они, но с деньгами сегодня напряг. Можем рассчитаться лишь товаром, так что бери, пока есть ассортимент... Хороший гонорар, ничего не скажешь! Теперь вот корми его, люби, развлекай, выводи на прогулку... Как будто мне и впрямь больше делать нечего, ага!

Блеснув харизмой в легендарных первых фильмах Гая Ричи ("Карты, деньги, два ствола", "Большой куш"), бывший прыгун в воду и фотомодель Джейсон Стэйтем вполне ожидаемо прописался в большом кино. Вот только в следующую пару лет с яркими ролями ему не фартило, пусть даже и на втором плане он выглядел достойно, не теряясь за спинами других актёров. И вскоре эта "не теряемость" принесла свои плоды. Его снова заметили и он заграбастал себе главную роль, на сей раз в "Перевозчике" Луи Летерье / Кори Юэня по сценарию Люка Бессона. Где от Стэйтема потребовались не только актёрские таланты, но и его отличная физическая подготовка. А ещё знание боевых искусств, что он тоже показал на уровне, поскольку на протяжении всей своей жизни занимался и боксом, и джиу-джитсу, и гимнастикой. Которая есть родная сестра рукопашной хореографии в кино, ведь на экране важно не просто врезать противнику рукой или ногой, но и сделать это зрелищно и пластично.

Экстремальный таксизм - тоже крайне нервный и опасный вид спорта, пускай по невозмутимому лицу "перевозчика" Фрэнка этого и не скажешь.
Экстремальный таксизм - тоже крайне нервный и опасный вид спорта, пускай по невозмутимому лицу "перевозчика" Фрэнка этого и не скажешь.

С "ван-даммством" у Джейсона оказалось всё в полном ажуре. Понтовыми шпагатами он зрителя, правда, не смущал, но, когда надо, и подпрыгивал высоко, и пяткой по вражьей тыковке попадал эффектно. Впрочем, каратэшность в "Перевозчике" была лишь на подхвате, как одно из средств демонстрации крутизны главного героя Фрэнка Мартина. А главными его достоинствами были навык гонщика, умение круто смотреться за рулем "BMW", а также профессиональный кодекс, который Фрэнк неукоснительно соблюдал. На чём и была основана вся ирония сюжета, ведь едва наш ездун нарушил правила собственного бизнеса (а для чего ещё нужны в фильмах всякие "кодексы"?), тут-то турбина этой истории и завертелась.
Работа у водителя по найму Мартина была не пыльная, ведь сам он погрузкой-разгрузкой своей "тачки" не занимался. Более того, даже понятия не имел, что перевозит туда-сюда в своем багажнике, ведь таков был третий пункт его кодекса: никогда не распаковывать груз клиента. Два других пункта - "Не знать имён заказчиков и пассажиров" и "Не изменять условия заключенного контракта", - тоже помогали ему в его нелегком труде. Благодаря чему он и считался лучшим и высокооплачиваемым гангстерским автокурьером на всём южном побережье Франции.

Жаль, поздновато Стэйтем вписался в бойцовскую тему - тогда, когда она была уже совсем не популярна. А в 80-е из него запросто мог бы получиться серьезный конкурент Ван Дамму и Чаку Норрису.
Жаль, поздновато Стэйтем вписался в бойцовскую тему - тогда, когда она была уже совсем не популярна. А в 80-е из него запросто мог бы получиться серьезный конкурент Ван Дамму и Чаку Норрису.

Однако не всё коту масленица, а перевозчику - зеленый свет. И вот, когда на очередной "доставке" Фрэнк случайно проколол колесо и полез в багажник за запаской, он вдруг обнаружил, что его груз... шевелится и издаёт мычащие звуки. И хоть кодекс категорически не велел ему нарушать пресловутый третий пункт, Мартин всё же не устоял перед искушением и заглянул в свёрток. Просто чтобы удостовериться, что это ему не привиделось, а то мало ли - вдруг надышался парами бензина и начал ловить глюки?
Нет, не привиделось. Внутри шевелящегося свёртка было на что... или, вернее, на кого посмотреть. Оказывается, заказчик упаковал туда некую китаянку, разумеется, связанную и с заклеенным ртом. Понятно, что будь она мужиком или грязной бомжихой, это не ввергло бы Фрэнка в искушение, и он, захлопнув багажник, со спокойной совестью поехал бы дальше. Но китаянка оказалась молодая и сексапильная, что в корне меняло всё дело. А после того, как вероломный заказчик ещё и попытался Мартина грохнуть, тому осталось лишь процитировать Джека Воробья... пардон - капитана Джека Воробья и крикнуть "К чёрту кодекс!". А затем начать спасать свой стройноногий хрупкий "груз" стрельбой, мордобоем, автопогонями и иными грубыми и не дипломатичными методами.

Забавно, что в сиквеле и триквеле "Перевозчика" фирма "Ауди" подсуетилась и пересадила Фрэнка на свою продукцию того же класса. А поклонники-то оригинального фильма наивно полагали, что в данном вопросе он консерватор и однолюб.
Забавно, что в сиквеле и триквеле "Перевозчика" фирма "Ауди" подсуетилась и пересадила Фрэнка на свою продукцию того же класса. А поклонники-то оригинального фильма наивно полагали, что в данном вопросе он консерватор и однолюб.

***

В общем, как боевик, "Перевозчик" не изобрёл ни одного велосипеда, а просто-напросто перетасовал у себя в сюжете все известные экшен-штампы. Тем не менее, несмотря ни на что, была-таки в нём своя бодрящая свежесть и незатертость. Благодаря чему он обрел среди французских боевиков начала 21 века почти ту же известность, что и "Такси". Что, естественно, было в основном заслугой Стэйтема, который вписался в эту роль столь же идеально, как когда-то Брюс Уиллис - в роль Джона Макклейна. Да что там: и по сей день многие фанаты Джейсона считают эту картину лучшей во всей его кинокарьере. И хоть это довольно спорный вопрос, но если попытаться вспомнить, какие ещё фильмы с ним дорастали до настоящего культового статуса, помимо лент Гая Ричи на ум и впрямь приходят лишь "Адреналин" Невелдайна / Тейлора да "Перевозчик". А во всяких "Механиках", "Неудержимых" и "Форсажах" Стэйтем выполнял лишь рутинную работу и срывал далеко не такие громкие аплодисменты.

Трейлер фильма: