31 марта 1943 года завершилась Ржевская битва. Рассказываем о подвигах ржевских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны
Работа под бомбами
С самого её начала ржевские железнодорожники, несмотря на бомбёжки, переправляли на фронт поезда с бойцами и вооружением, эвакуировали людей и предприятия в тыл, а также максимально быстро ремонтировали пострадавшие пути.
Работы было много: часть железнодорожников ушли на фронт. В первый раз враг серьёзно ударил по ржевскому узлу 19 июля 1941-го. Один из взрывов произошёл возле состава с боеприпасами, стоявшем на разъезде Мелихово. В нескольких вагонах возник пожар, мог взорваться весь поезд. Железнодорожники, рискуя жизнями, сумели расцепить вагоны и отогнать их на безопасное расстояние.
Ещё один из многочисленных героических эпизодов произошёл на перегоне между станциями Подсосенка и Нелидово. Фашисты стали бросать бомбы на поезд с топливом. Машинист Н. М. Глушков начал маневрировать, сумел избежать попадания и доставил состав на фронт.
Время оккупации
14 октября началась фашистская оккупация города, войска были вынуждены уйти. При этом машинисты П. Ф. Веновский и Н. К. Томашевский под обстрелами сумели вывести последние поезда с охваченной пламенем станции Ржев. По пути в один из локомотивов попали пули, пробило котёл. Машинист Веновский смог найти другой паровоз и перецепить к нему состав.
Во время оккупации в Ржеве сотрудник паровозного депо К. П. Латышев организовал подпольную группу — в честь её погибших участников позже назвали улицы города.
Ржевские бои стали одними из самых жестоких и кровопролитных за годы войны. В них погибли сотни тысяч человек.
Восстановление города
После освобождения города и окончания Ржевской битвы в марте 1943-го многое было разрушено: враг при отступлении взрывал рельсы и мосты, минировал здания, сжигал вагоны. Железнодорожники создали около сотни бригад и после основной работы восстанавливали родной город.
К маю в локомотивном депо удалось реконструировать поворотный круг. К октябрю отремонтировали паровоз Щ-514, постепенно восстанавливали здания и цеха. В 1944-м ржевский узел уже работал в полную силу, а ещё чуть позже пополнился новым оборудованием.
После войны работы продолжились, железнодорожники не только восстанавливали свою инфраструктуру, но и помогали сельским жителям: ремонтировали технику, производили для неё детали.
В 1947 году мощность депо вернулась к довоенному уровню, и оно продолжило развиваться. Шёл переход на тепловозную и электровозную тягу, начали строить электрифицированный участок от Лихославля до Торжка, а в депо появилась новая техника… В 1952-м на станции Ржев-II построили современный вокзал. Город вернулся к жизни и многое для этого сделали именно ржевские железнодорожники.
В память о необыкновенном мужестве, которое сотрудники магистралей проявили в Великую Отечественную войну, в Ржеве, в парке "Здоровье", с 1973 года стоит памятник ржевским железнодорожникам — часть паровоза Су 208-64 с бетонными крыльями.
О том как советские железнодорожники помогали эвакуировать в тыл людей и предприятия мы рассказывали в статье "Эвакуация по магистралям".