Если принять во внимание все обстоятельства, в которых проходили воздушные бои во время Великой Отечественной войны, и разобраться в системе учета побед немецких и советских пилотов-истребителей, то вполне может оказаться, что лучшие асы Гитлера Хартманн и Баркхорн не сбивали 300 с лишним советских самолетов, а асы Сталина уничтожили гораздо больше самолетов люфтваффе, чем им было записано.
Всем известно, что больше всего самолетов противника сбил за Вторую Мировую войну гитлеровский пилот Эрих Хартманн – целых 352. Еще 301 сбил Герхард Баркхорн, и почти все свои победы они получили на Восточном фронте, по крайней мере стали асами именно на этом театре военных действий.
А вот наши асы – Иван Кожедуб и Александр Покрышкин – сбили всего по 60 самолетов противника, хотя первый воевал всего лишь немногим меньше, чем Хартманн, а второй – немногим меньше, чем Баркхорн.
Говорят, что задачей наших летчиков-истребителей не было сбивать вражеские самолеты любой ценой, и в основном они занимались прикрытием наших штурмовиков, и на свободные охоты, как Хартманн и Покрышкин, не летали. Ну, последнее утверждение – враньё, потому что и у немцев была главная задача – прикрывать свои ударные самолеты, и Кожедуб с Покрышкиным на свободные охоты летали очень часто.
И вот – почему немецкие асы оказались как минимум в 5 раз эффективнее, чем наши?
Ну, это смотря как считать. Вот, например, А. Покрышкин всегда заявлял, что он лично сбил более 90 самолетов противника, но разницу ему по разным причинам не засчитали, и еще столько же он сам себе не засчитал, так как отдавал свои победы молодым летчикам, которые участвовали вместе с ним в групповых боях. Таким образом на счет Покрышкина можно было бы занести не 59 сбитых вражеских самолетов, а гораздо больше – 120, или вообще 150.
Вот тут есть пример, который привел сам Покрышкин в 1943 году на совещании в штабе 4-й воздушной армии, проходившее в ходе напряжённых боёв на Кубани:
«…В своём выступлении я говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Но разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати - тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке»...
Интересно, что о том же самом после войны говорил и еще один наш известный ас-истребитель - Иван Евграфович Фёдоров, заявлявший, что за три года сбил более 100 немецких самолетов, но ему засчитали только 11. Ну ладно, этого героя постоянно обвиняют в том, что он хвастун и вообще фантазер – самый настоящий «барон Мюнхгаузен советских ВВС», любил приписывать себе всякие несуществующие победы, но кто это знает это наверняка?
Вот точно так же наверняка никто не знает, сколько на самом деле советских самолетов сбили Хартманн и Баркхорн, хотя большинство из их побед записаны в историографии исключительно по их словам. В оправдание приводят тот факт, что эти асы в основном летали на свободную охоту в тыл Красной Армии, и подтверждений их побед не имеется. Но эти победы записаны, а вот победы Покрышкина и Фёдорова были записаны далеко не все.
Интересный момент был в биографии «барона Мюнхгаузен советских ВВС» Ивана Фёдорова, когда 23 сентября 1942 года этот ас в одиночку (!) провел воздушный бой над аэродромом Бошарово против 24 самолётов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 бомбардировщик и подбил еще 2. Засчитали ему, как положено, один сбитый, а вот подбитые не засчитали. До сих пор неизвестно, где делись эти два подбитых «юнкерса», потому что в немецких документах эти потери не отражены за неимением этих немецких документов – пропали в пожаре войны.
Но Хартманну и Баркхорну такие «подбитые» засчитывали как сбитые, и никаких подтверждений никто не требовал. От лучших асов Гитлера вообще никто не требовал никаких подтверждений, а вот от асов Сталина их требовали.
Именно поэтому думается, что никаких сотен советских самолетов Хартманн и Баркхорн не сбивали, иначе тогда придется принять на веру 13 советских Як-7, которые еще один гитлеровский ас Эрих Рудорффер в ноябре 1943 года сбил в одном бою. И хотя никаких свидетельств этого «подвига» не имеется, эти 13 «яков» были ему засчитаны. Также были засчитаны и еще 11 побед, совершенные Рудорффером в октябре 1944-го, правда, не в одном бою, а в двух, но за один день. И тоже нет вообще никаких подтверждений, хотя и эти 11 сбитых самолетов в статистике фигурируют.
Короче, думаю, что раскатывать эту публикацию в огромное расследование не имеет смысла. Я только хотел привлечь внимание к интересному соображению – и Хартманн, и Баркхорн, и Кожедуб, и Покрышкин, являясь одинакового уровня профессионалами, наверняка имели практически одинаковое количество побед.
Однако одни занимались приписками, причем часто брали свои «победы» с потолка, а другим реально сбитые самолеты противника просто не засчитывали, хотя и по вполне себе объективным причинам.
На закуску я приведу один интересный факт. Когда американцы в 1945 году арестовали Эриха Хартманна, то изъяли у него блокнот, в котором было записано всего 100 побед над советскими и союзными самолетами (Хартманн в конце войны был на Западном фронте). Потом этот блокнот ему вернули, и он никогда никому его не показывал.
А откуда взялась цифра 352? Так это когда этот ас пребывал в советском плену, он написал своей жене в Германию письмо, в котором похвастался, что менее чем за три года своей боевой деятельности сбил именно столько самолетов противника. Когда это письмо прочитал советский прокурор, он сразу же возбудил против Хартманна дело о порче советского имущества, путем несложных вычислений приписав ему 344 «испорченных» на Восточном фронте самолетов.
Вот так и присел Хартманн на 10 лет за эти несуществующие сбитых советских 344 самолета, хотя я думаю, что ему и всего за 100 сбитых присудили бы такой же срок.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: