Найти тему
Военно-технический сундук

Адольф Галланд за первые 2 года войны сбил всего 100 вражеских самолетов, а потом просто бездельничал. Ас или не ас?

Адольф Галланд считается одним из лучших асов Третьего Рейха, но основную часть своих побед над английскими и французскими ВВС он одержал только в 1940 и 1941 годах. Потом он стал высшим германским чиновником, в боях не участвовал, и если что-то и сбивал в конце войны, то это всего лишь крохи. Возникает вопрос – побил бы он по показателям Хартманна или Баркхорна, если бы воевал в небе весь срок, или погиб бы в бою, как многие из его жертв в начале войны, или сгинул в авиакатастрофе, как некоторые его коллеги-асы?

Адольф Галланд (Adolf Josef Ferdinand Galland, 1912-1996 гг.)
Адольф Галланд (Adolf Josef Ferdinand Galland, 1912-1996 гг.)

Адольф Галланд (Адольф Йозеф Фердинанд Галланд) родился 19 марта 1912 года в городе Вестерхольт (ныне - Хартен) в Вестфалии в семье французских переселенцев, которые покинули Францию в конце XVIII века из-за гонений на тамошних гугенотов со стороны революционных властей. С тех пор семья онемечилась, хотя мужчины рода постоянно женились на француженках, а не на немках. Таким образом и мать Адольфа Галланда была француженкой.

Отец Адольфа – Феликс Галланд, был потомственным управляющим имением одного из вестфальских немецких баронов, у него было четыре сына – Фриц, Адольф, Вильгельм-Фердинанд и Пауль. Все трое младших сыновей стали во Второй Мировой войне пилотами-истребителями. Однако двое младших погибли во время воздушных боев в 1942-43 годах, причем Вильгельм стал асом, сбив 54 самолета противника, а младший успел одержать всего 17 побед.

Юный Адольф Галланд в кабине своего планера
Юный Адольф Галланд в кабине своего планера

Сам Адольф пережил войну, но, скорее всего потому, что, став асом, в 1942-м был отстранен от активной боевой работы и был назначен чиновником, хоть и высшей категории, тем не менее, основных опасностей настоящей войны в небе он избежал. Но об этом – ниже.

В юности Адольф Галланд состоял а авиационном кружке и занимался планеризмом, причем за отличные успехи в деле пилотирования отец купил и подарил сыну его личный планер, а руководство авиационного клуба сделало его инструктором, заготовив много рекомендаций для дальнейшего продвижения способного воздухоплавателя.

В 1932 году Галланд поступил в школу гражданской авиации в Брауншвейге компании «Люфтганза», получая всевозможные лицензии на право управления самолетами разных типов, и множественные сертификаты.

Галланд с Герингом и Гитлером
Галланд с Герингом и Гитлером

В 1933 году Адольф Галланд был принят в Люфтваффе и был отправлен в Италию на стажировку, также, вполне вероятно, стажировался в СССР, хотя после прихода Гитлера к власти все немецкие авиационные школы в Советском Союзе были закрыты. Правда, карьера Галланда до 1935 года была не определена, ему предстоял выбор – оставаться в гражданской авиации, где он за очень короткий срок добился больших успехов, или решиться на карьеру военного пилота. Все же прелести военной карьеры превысили, и в этом имеется заслуга командующего Люфтваффе Геринга, который следил за успехами молодого летчика и предсказал ему большое будущее именно в рядах Люфтваффе, а не в гражданской авиации.

В апреле 1935 года Галланда направили в JG 132 «Рихтгофен». С 1937 года он воевал в Испании, где командовал 3./J 88. Пилотируя He-51,обычно выполнял задания, связанные с атакой наземных целей, и в 1938-м, действуя в паре с другим легионером Реентсеном, сбил республиканский И-15. Однако именно эта работа, далекая от воздушных боев, позволила Галланду развить навыки виртуозного пилотирования самолета на малой высоте.

Адольф Галланд в кабине своего Bf-109
Адольф Галланд в кабине своего Bf-109

После возвращения в Германию в 1939-м Галланда переводят в штурмовую часть II.(Schlacht)/LG 2. Во время сентябрьской кампании в Польше он командовал эскадрильей штурмовиков, а не дивизионом, как это иногда неправильно сообщают; командиром дивизиона был Вальтер Шпильфогель. Дивизионом Галланду довелось покомандовать всего лишь два дня, пока не назначили нового командира на место сбитого в бою Шпильфогеля.

После завершения Польской кампании Галланда перевели в истребительную авиацию, главным образом из-за обострения ревматизма, вызванного полетами в открытых кабинах самолетов He-51 и Hs-123 (хотя ходят слухи, что Галланд симулировал свою болячку, чтобы пересесть на истребитель Bf-109 с закрытой кабиной).

А. Галланд в 1941 году
А. Галланд в 1941 году

Первое время, пока шла вялотекущая «странная война» с Францией и Англией, Галланд служил адъютантом в только что сформированном JG 27, поэтому летал он мало, а больше занимался административной работой. Непосредственно в боевую истребительную эскадрилью он был назначен только 10 февраля 1940 года.

12 мая 1940 года Галланд вместе с пилотом из I./JG 27 лейтенантом Густавом Рёделем во время боевого вылета на Bf-109 сбил над Седаном два «Харрикейна» из 87-го дивизиона RAF (хотя есть данные о трех сбитых), а до 9 июня он увеличил свой боевой счет еще на 12 машин – среди них два британских «Спитфайра», три французских «Потеза 630» и два бомбардировщика «Бленхейм».

В середине июня 1940 года Адольфа Галланда перевели в JG 26 «Шлягетер», где он стал командиром III./JG 26.

Адольф Галланд готовится к вылету
Адольф Галланд готовится к вылету

Во время Битвы за Англию Галланд достиг довольно больших успехов. 22 августа того же года он был представлен к рыцарскому Кресту и произведен в майоры. Опять же в августе он сбил свой 40-й самолет и получил Дубовые Листья к Кресту, а 1 ноября 1940 года был произведен в подполковники. В то время на его счету было уже 50 сбитых самолетов, среди них было более полутора десятков «Спитфайров» и столько же «Харрикейнов».

21 июня 1941 года Адольф Галланд встретился с безногим английским асом Дугласом Бейдером, «Спитфайр» которого был сбит в бою с Bf-109 из JG 26. Галланд угостил английского летчика в столовой JG 26 в Виссане и добыл у маршала Геринга разрешение на перелет самолета, доставившего Бейдеру запасной протез вместо потерянного во время прыжка с парашютом.

Адольф Галланд - командир эскадрильи JV 44 "Орлы Галланда", в которую он собрал асов для боевой работы на реактивных Me-262. Рисунок Гюнтера Ралля
Адольф Галланд - командир эскадрильи JV 44 "Орлы Галланда", в которую он собрал асов для боевой работы на реактивных Me-262. Рисунок Гюнтера Ралля

Интересно, что 22 июня 1941 года, в тот день, когда вермахт вторгся на территорию СССР, Галланд сбил над Ла-Маншем три английских истребителя. Правда, точные данные сохранились только в немецких документах, но англичане признают, что в тот день они потеряли в воздушном бою и от поражения немецкой ПВО 26 своих самолетов.

Ье-262, старое фото, и в музее
Ье-262, старое фото, и в музее

4 декабря 1941 года Адольф Галланд был произведен в полковники. 28 января 1942 года он сбил свой 94-й самолет противника и получил Бриллиантовый Крест. Вскоре, в возрасте 29 лет, Адольф Галланд получил звание генерал-лейтенанта и занял должность инспектора истребительной авиации (General der Jagdflieger) вместо погибшего осенью 1941-го Вернера Мёльдерса. На этом высоком посту он провел три года (до 29 января 1945-го), занимаясь развитием истребительной авиации Третьего Рейха, и практически боевых вылетов не совершал, так как его должность этого не допускала.

Еще один рисунок Гюнтера Ралля, посвященный Галланду в бытность его командиром JV 44 "Орлы Галланда"
Еще один рисунок Гюнтера Ралля, посвященный Галланду в бытность его командиром JV 44 "Орлы Галланда"

Однако в феврале 1945-го Галланду было предложено создать ударную группу из реактивных истребителей Me-262, и до самого конца войны он летал в элитарной части JV 44, оснащенной этими самолетами. Есть данные, что Галланд во время формирования эскадры Me-262 параллельно хорошо освоил истребитель Fw-190, и в неофициальных вылетах сбил на этом самолете от одного до трех американских бомбардировщиков, по крайней мере, сбитие одного «Martin B-26 Marauder» Галландом подтверждено документально.

Следует отметить, что Галланд, получив доступ к полетам на новом «Мессершмитте-262» еще в 1942-м, стал горячим сторонником реактивной авиации – в 1944 году он заявил Герингу, что один Me-262 гораздо эффективнее, чем пять Bf-109.

Адольф Галланд (слева) в компании с другими ветеранами Второй Мировой. Крайний справа - ас Люфтваффе №3 Гюнтер Ралль, на счету которого 275 сбитых самолетов, в основном - на Восточном фронте. Между ними - Йоханнес Штайнхоф и Вальтер Крупински
Адольф Галланд (слева) в компании с другими ветеранами Второй Мировой. Крайний справа - ас Люфтваффе №3 Гюнтер Ралль, на счету которого 275 сбитых самолетов, в основном - на Восточном фронте. Между ними - Йоханнес Штайнхоф и Вальтер Крупински

Также Адольф Галланд был не только отличным пилотом, но и выдающимся рационализатором. Его рацпредложения касались не только установки в кабину Bf-109E электрозажигалки для сигар, как любят острить все недруги именитого аса, но и других, более важных деталей. Самые важные из предложений Галланда касались замены стандартного прицела Revi на люнетный прицел ZFR 4 и усиления стандартного вооружения Bf-109 F (2xMG 17 калибра 7,92 + MG 151 калибра 15 мм). На месте пулеметов MG 17 Галланд предложил установить синхронизированные MG 131 калибра 13 мм (эта конфигурация вооружения стала стандартной, начиная с Bf-109G-5), а также разместить в крыльях две пушки MG-FF калибра 20 мм.

Еще одно предложение, внесенное Галландом, касалось установки на самолет подголовника кресла пилота, сделанного из бронестекла (так называемый Galland Panzer), что значительно облегчало пилоту истребителя обзор задней полусферы.

Галланду также приписывают разработку монолитного бронекорпуса Bf-109, но на самом деле это была конструкция фирмы Эрла, хотя и Галланд посильно поучаствовал в этом проекте.

Какой-то памятный знак, посвященный Галланду, изготовленный в Западной Германии
Какой-то памятный знак, посвященный Галланду, изготовленный в Западной Германии

За время войны Адольф Галланд совершил 619 вылетов и сбил 103 (или 104) самолета противника. Часто приводят цифру 425-250 вылетов Галланда, но это без учета войны в Испании и Польской кампании. 1 мая1945 года он сдался в плен американцам, а в 1948-м, после освобождения, уехал в Аргентину, где занимался организацией ВВС этой страны.

В 1955 году бывший гитлеровский ас вернулся в Германию, где надеялся принять участие в формировании ВВС ФРГ, но решение этого вопроса постоянно откладывалось, и в 1956-м ему пришлось официально подать в отставку. До конца своих дней, наступивших в 1996 году, Адольф Галланд занимался бизнесом, контактируя с авиационной сферой только в качестве почетного президента Ассоциации немецких летчиков-истребителей.

Адольф Галланд любил покуривать сигары не только на земле, но и в небе, и даже в бою
Адольф Галланд любил покуривать сигары не только на земле, но и в небе, и даже в бою

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛЕТЧИКАХ-АСАХ:

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл

Три лучших польских аса-истребителя Второй Мировой войны – счет одинаковый, а результат разный в разы!

Румынский летчик-истребитель Константин Кантакузино побил по результатам всех американских и британских асов WWII

Подвиг Сабуро Сакаи, 08.08.1942 г. Полет длиной в 1000 км над океаном без сознания и с одним глазом