Уже немало времени минуло со дня публикации на данном канале статьи "Машины нашего двора", в которой автор описал реалии авторынка и автопарка провинциального города Европейской части страны на конец сентября 2023 года. Изменилось ли что-нибудь в раскладе с той поры?
Сначала небольшое отступление:
Трудно не заметить, что в последние месяцы события буквально понеслись вскачь. Всегда имеются как минимум три варианта их возможного развития: "средний" (не обязательно самый вероятный) оставим экономистам-политологам порезвиться, народ же по доброй российской традиции готовится к худшему, но в глубине души все равно надеется на лучшее.
В любом случае, кто знает, как ситуация повернется еще через полтора года, может, сегодняшнюю будем вспоминать с ностальгической улыбкой, а может, нахмурив бровки. А что, представьте - кредиты под десять процентов, утильсбор раздражает, но не напрягает, толпа именитых зарубежных автопроизводителей ломится на отечественный рынок, да, а доллар по шестьдесят (нет, давайте сразу по тридцать - кто за?). Ну да, ну да... А вдруг?
Возвращаемся, однако, к собственно статье в сравнении с предшествующей полуторагодовой давности. Итак, была там такая глава:
"Китайское нашествие" пока откладывается
И что бы вы думали - оно и сейчас отнюдь не выглядит нашествием. То есть произведенных в КНР авто, конечно же, прибавилось на дорогах, но консерватизм и ограниченные финансовые возможности провинциальных водителей никуда не делись.
Например, уже давненько участвовал в покупке и перегоне за полтысячи километров реально тогда понравившегося "Tank 300" (фото вверху), одного из первых в городе. Однако с тех пор поголовье этих внедорожников не сказать чтобы заметно увеличилось. Сначала грешил на отсутствие дилера, но вот и он появился, а взрыва продаж не наблюдается. О солидном, но и более дорогом "Tank 500" вообще молчу - единицы.
Народ куда охотнее берет за те же деньги старые добрые "Прадо" 120/150 да "крузаки" от "сотки" (кому удалось найти решившегося сейчас продать живой экземпляр) до "двухсотки". А вот "Land Cruiser 300" пусть числом и побольше, нежели аналогичных :)) "Tank 500", но не прямо уж так заметно. В принципе понятно: фантастическая для большинства потенциальных покупателей цена плюс, точнее, минус - вместо классического атмосферного V8 непонятный пока широкой публике "шестигоршковый" би-турбо (у "Тэнка", кстати, тоже нечто подобное), что наверное зашло бы продвинутой молодежи, однако ее среди поклонников тяжелых внедорожников не так много.
И все же поголовье "китайцев" выросло, в основном в сегменте кроссоверов. Несомненными лидерами продаж у нас однозначно выступают творения двух китайских компаний - "Chery" и "GWM" ("Tank" тоже ее детище). Вот этих и в самом деле заметно прибавилось, думаю, не в последнюю очередь благодаря появлению в областном центре первыми именно их дилеров. Опять-таки именно эти две компании сейчас активно развивают в России собственное производство.
Среди изделий "Great Wall Motor Company Limited" в наших палестинах лидирует марка "Haval" - залогом тому свой завод в Туле плюс открытый в Подмосковье почти десятилетие назад солидный склад запчастей с расходниками и комплектующими, точнее, уже два - второй появился в 2024 году. Причем в отличие от отношения покупателей к российскому производству традиционных европейских (японских, корейских) марок в данном случае оно выглядит предпочтительнее китайской: люди рассчитывают на наличие в базе "зимнего пакета", нормального масла в движке и коробке, а также хоть какой-то антикоррозионной обработки.
Именно их я в основном и встречаю у нас на дорогах. Это "Haval F7"...
... "Haval Jolion" ...
... и "Haval Dargo":
А вот долгожданных, призванных усилить межбрендовую конкуренцию с "Tank 500" солидных рамных внедорожников "Haval H9" у нас пока что единицы.
Хотя эти машинки заметно более бюджетны и находятся в одной ценовой нише с "трехсотым Тэнком".
Кстати, есть у меня гаденькое подозрение, что ожидаемый (в том числе и мною) ажиотажный спрос на "Tank 300" (да и свеженький "Н9") не ощущается по одной простой причине: большинству имеющих средства потенциальных покупателей просто не нужны все эти рамы, понижайки и блокировки, важнее внешняя составляющая - у меня есть "как бы крутой внедорожник" с некоторыми реально вседорожными возможностями. И здесь вполне достаточно того же брутально выглядящего "Dargo" или уже замеченного автором на улицах "Jetour T2" от "Chery" (как раз попался такой, черненький):
И вот тут мы плавно переходим от "Great Wall Motor" к творениям второго упомянутого выше производителя - тоже лидера по количеству бегающих по местным дорогам авто - компании "Chery Automobile". Которая, судя по последним публикациям СМИ, наряду все с тем же "GWM" явно нацелилась на открытие и расширение собственных производств в России.
С вашего позволения оставлю в стороне действительно уже примелькавшиеся "Omoda C5"...
... и собственно "Chery", например, популярный достаточно доступный "Tiggo 4"
Остановимся на одном очень интересном моменте. Что вы думаете о китайском автопремиуме?
Напомню, речь идет о провинции, где и сейчас в народном сознании к "премиуму" относится, скажем, "Land Cruiser 200". Так вот, наверняка в вашем городе имеются дома и целые комплексы, именуемые девелоперами "элитной недвижимостью". Это где на детской площадке под бдительным взором мамок-нянек и объективов телекамер вяло ковыряется в песочнице или печально катается на качелях парочка несчастных детишек, лишенных общения с другими, не столь элитными сверстниками :)). Именно там на парковках я заметил потрясающие перемены: к действительно легендарным "немцам" и "британцам" присоседились... "китайцы".
Правда, здесь "Хавейлы" с "Омодами" не водятся, но их производители представлены другими брендами. Итак, что же мои земляки считают "премиумом из КНР"?
Седаны-хетчбэки и прочие "пузотерки" отсутствует как класс. Из внедорожников - "Tank 500" (Ага, вон они где скрываются!), но редко. Зато есть кроссоверы. Это фактически две модели от "Чери" - "Jaecoo J8"...
... и "Exeed VX":
В компании с ними оказался и "GAC GS8" 2-го поколения, этот уже от "Guangzhou Automobile Group Co., Ltd", одного из крупнейших автопроизводителей КНР:
Вся троица - ясен перец! - полноразмерные кроссоверы, длиной от 4,8 до 5,1 метра. Солидно, чего уж там...
А теперь пару слов об "электричках" (к которым я, пожалуй, отнесу и подзаряжаемые гибриды любой схемы). Дело в том, что они в наших дворах отсутствуют напрочь, за исключением как раз описанных выше "элитных". Вот там мне действительно приходилось встречать, например, "Voyah Free" (тоже, кстати, оказался здоровенный сундук, пусть в целом и поизящнее):
Но это во дворах, на улицах подобные "девайсы" попадаются чуть чаще - что уже заслуга обитателей загородных коттеджных поселков, где "зарядная станция" фактически у тебя под боком и в полном твоем распоряжении на всю ночь. Вот там, по моему мнению, им и самое место, был бы поклонником сельского пленэра :)) и имей свободные деньги на дорогие игрушки, непременно обзавелся бы еще и чем-то подобным, правда, от греха, не чистым электромобилем, а все-таки PHEV (Plug-in Hybrid), на котором, случись чего, хоть как-то можно передвигаться в пространстве.
Ага, как обычно, разговор в конце концов пошел про деньги. Что ж, значит пора переходить к следующей главе статьи, уже коротенькой, которая, как и в Части Первой, именуется
"Вторые руки" - наше все
Понятно, что любой "секонд хэнд", за исключением раритетов, это отнюдь не про наполненность карманов владельцев банкнотами крупных номиналов. К автомобилям посыл относится в полной мере. Итак, в сравнении с ситуацией полуторагодовой давности в этой области мало что изменилось, однако изменилось многое :)).
Дворы и улицы, как и прежде, забиты именно не новыми моделями, абсолютное большинство которых давно снято с производства или уже сменилось не одно поколение.
Из отечественного, кроме достаточно свежих "Грант", "Вест" и "Ларгусов", все те же "девятки", "десятки", "Приоры" и, конечно же - его величество ВАЗ-2107 (!)
Из иномарок - "Фокусы", "Солярисы", "Крузы", "Короллы", "Логаны" и т.д. и т.п., "Кашкаи", "Дастеры", "Тигуаны", "Креты" и прочее и прочее.
Встречается и класс повыше - "Камри" от 30-й (живы еще, курилки!) и популярнейшей некогда 40-й до XV50 и даже XV70, "аудюхи" А6 (в основном С6, максимум С7), "мерсики-ешки" W211 и 212 ("лупатые" 210-е благополучно сгинули, хотя, например, древние 124-е нет-нет да и попадаются, в основном рестайлинговые).
"Kia Sorento", "Hyundai Santa Fe" и "Toyota Highlander" тоже вполне распространены, пусть и в предшествующих поколениях. Живы и здоровы достаточно многочисленные "Прадо 150", 200-е "крузаки" (те и другие в основном дорестайл) и "Паджеро 4", коими почти и исчерпывается сегмент средне- и полноразмерных внедорожников, редкие "Тахо" или "Рейнджи" прежних генераций в принципе не в счет.
Намного интереснее обстоит дело с зарубежной "классикой", к которой я отношу модели 80-х - 90-х, ну и, пожалуй, первой половины 2000-х годов. В одноименной главе "Вторые руки" - наше все" первой части статьи буквально восхищался всплеском интереса к ним:
С ностальгией провожаю взглядом невесть откуда взявшиеся в таких количествах действительно вечные "Passat B3", "Audi 80" и "Audi 100", причем последние встречаются даже не C4, а вовсе легендарные "сигары" в 44-м кузове (на фото как раз такая, из числа т.н. "переходных").
А обожаемые "Паджеро 2" и "Гранд Чероки" первого поколения, с которыми тоже так много связано! Эх, лицезрея эти легенды, бодро катящие по улицам, тоже не мог оторваться. Однако теперь все изменилось.
В общем, картина на сегодняшний день такая: полуторагодовалой давности бум старых забугорных машин ушел в прошлое. На ходу, по моим наблюдениям, остались как раз те раритеты, которые и годы назад эксплуатировались ежедневно, обслуживались и ремонтировались регулярно и с любовью, то есть так и оставшиеся в одних руках. А исчезли с улиц многочисленные авто, годами стоявшие без движения и оперативно восстановленные "перекупами" в период ажиотажного спроса (спасибо им за то, что изрядно очистили дворы от "подснежников").
За прошедшее с тех славных дней полтора года счастливые поначалу новые владельцы увидели, как с крыльев отвалились слои штукатурки вместе с краской, как лопнули наспех подваренные прямо по гнилью и густо замазанные мастикой "стаканы" стоек, а вожделенный автомобиль стал буквально пылесосом для денег, причем предварительная смета от кузовщиков сопоставима с незалежным бюджетом одной соседней страны :)).
Сами понимаете, покупатели таких аппаратов люди по умолчанию небогатые, и новые запчасти к какому-нибудь тридцатипятилетнему "Пассату" (не самая дорогая в ремонте и обслуживании машинка, кстати), пережившему не одну аварию и кое-как поставленному "перекупом" на ход, чисто финансово становятся неподъемными, поскольку менять надо буквально все и сразу. Плюс работа. И вот тут приходит понимание, что лучше бы тогда, в 2023-м, было обратить внимание на какую-нибудь сопоставимую по стоимости "пятнашку" и даже "девяточку" - на поддержание в дееспособном состоянии этих тачек денежек требуется куда меньше. Ну да поезд уже ушел, и превратившееся буквально в дрова авто за копейки уходит все тем же перекупам или на металлолом.
На этой грустной ноте, пожалуй, и завершу повествование. Хотя нет, негоже нам сейчас грустить - лучше вернемся к "небольшому отступлению" из начала статьи и помечтаем о том, что будет еще через полтора года. Представив, как в залах автоцентров стоят "Cadillac Escalade" по сегодняшней цене "Tank 500" и "Toyota Camry" по цене "LADA Vesta"...
* * *
На всякий пожарный еще раз приведу ссылку на первую часть статьи:
Ну, и еще несколько публикаций по теме: