Нет, сейчас будет не авантюрная комедия в стиле кулешовских "приключений мистера Веста в стране большевиков", а технико-экономический разбор истоков одного интересного явления в автомобильном мире, а именно - резкого роста интереса к электромобилям в США (о причине внимания к данной локации чуть ниже).
Наши реалии - отдельная песня, Старая Европа тоже, но о ней буквально несколько личных наблюдений.
Когда в начале 90-х переходил с отечественных авто на иномарки (естественно, "second hand"), был немало удивлен их солидными в пересчете на год пробегами - ну куда там больно-то ездить, страны, как у нас области в Центральном районе!? Оказалось, что народ тамошний весьма мобилен и вполне может даже не из Парижа, а из Хельсинки прокатиться до Лиссабона, а это, на минутку, почти вдвое дальше, чем из Питера до Ялты.
Но соответствующая инфраструктура да и банальное состояние дорожного полотна делают сие путешествие не очень обременительным. В том числе и на электрокаре. А уж ежедневные поездки по своему населенному пункту сам бог велел делать на экологически чистой тяге. Давно живущая в одной из самых благополучных европейских стран родственница сначала пересела на гибрид, а пару лет назад на "электричку" :)). Какую - не скажу, давненько в гостях не был, сам не видел ни первый, ни второй вариант, а на вопрос "что хоть за машина?" можно получить лишь ожидаемый ответ: "красненькая" (ну или "зелененькая", не суть).
Вернемся к США, тем более, что они по природно-климатическим условиям (за исключением Юга), огромным расстояниям, способствующим достаточно регулярным путешествиям, как там выражаются, "от океана до океана", и наличию многочисленных "медвежьих углов", хотя и более обустроенных, заметно ближе к нам, нежели к Европе. Да и "народные" машины там изрядно отличаются от европейских, особенно в глубинке - одни здоровенные пикапы в основном местного производства чего стоят (в данном случае "патриотизм" обусловлен не только ностальгией по старой доброй - и работящей! - Америке, но и разного рода льготами в отношении этого как бы утилитарного коммерческого транспорта).
Для себя видел только одно (кроме "зеленой" моды, естественно) объяснение бума электромобилей. Громадные "сабурбии" и целые городки за исключением делового центра в основном малоэтажной индивидуальной застройки, где в основном и живут покупающие электромобили люди со средствами, радикально решают проблемы заправки/зарядки - гараж пристроен к дому, да и дотянуть удлинитель до стоящей у крыльца машины тоже можно без проблем. И, что немаловажно, электроэнергия для частных потребителей заметно дешевле "промышленной", включая общественные зарядные станции.
Оказалось, да, экономические соображения как раз и играют здесь главенствующую роль (цифровые данные взяты из статьи "Рост продаж электромобилей в США: почему он продолжается и почему России это не грозит").
Итак, первое: рост цен на бензин (средние по стране резко подскочили, потом, правда, малость снизились, но все равно сейчас в пересчете с галлона на литр составляют порядка 83 центов, даже подороже, чем у нас, хотя когда-то разница была огромной в пользу заокеанских коллег-автолюбителей). В этих условиях, хотя электромобили в общем выходят дороже, чем их традиционные сотоварищи, уже есть смысл подумать о первом варианте.
И все бы хорошо, но стоимость электроэнергии там очень разнится от штата к штату, порой в разы, причем кое-где в ночное время (как раз авто на зарядке в гараже) стоит и вовсе копейки. "Дорогие" штаты и города, вроде Сан-Франциско, как правило, и в данной сфере дерут с потребителей втридорога, но это в определенной мере компенсируется повышенным средним уровнем доходов местного населения.
И все равно "средняя температура по больнице", то бишь в целом по стране свидетельствует, что между электромобилями и машинами с двигателями внутреннего сгорания по затратам на эксплуатацию имеется примерный паритет. Так откуда же взрывной рост продаж и, соответственно, покупок электрокаров, тем более, что цена экологически чистого девайса изначально выше традиционного "одноклассника", хотя разница эта понемногу нивелируется?
Здесь в команде "зеленых" играют власти, как федеральные, так и местные. В упомянутой выше статье на примере популярнейшей "Tesla Model Y" приводятся следующие данные:
Цена за наличные - $50,460
Федеральный налоговый кредит - $7,500
Льгота штата Калифорния - $2,000
Расчетная экономия на топливе за 6 лет - $6,000
Цена с учетом потенциальной выгоды - $34,960
Ну так это же совсем другое дело, товарищи! Фактически электроавто достаточно высокого класса, изначально стоившее дороже конкурента с ДВС, в конечном итоге обходится как куда более простая и дешевая модель. Прямая выгода. А вы бы отказались?
P.S. Госсовет республики Татарстан одобрил проект освобождения владельцев электрокаров от транспортного налога. Налог предлагается отменить на период с 1 января 2024 до 31 декабря 2028 года. Ещё два года после этого владельцы электромобилей будут платить только половину налога.