Найти в Дзене

УЧАСТНИЦЫ ВОЙНЫ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН»

В начале Великой Отечественной войны на ледоколе «Красин» работали четыре женщины: буфетчица Таисия Васильевна Уралева, уборщицы Ольга Васильевна Лагузина, Таисия Ивановна Пиндюкова и Виктория Яковлевна Милюхина. Они вышли в плавание 3 июня 1941 года и оставались на борту до завершения летней навигации.

Завершив работы в октябре 1941 года, «Красин» ошвартовался в порту Провидения, ожидая приказа возвращаться в порт приписки Владивосток. Но, как известно, ледокол получил приказ отправляться в США для проведения ремонта и последующего десанта на Гренландию. Боевой поход обещал большое количество опасностей, и было решено оставить женщин в порту Провидения, откуда первое идущее во Владивосток судно должно было их доставить домой.

Судовая роль ледокола «Красин». 2 июня 1941 г.

Документ из фондов Музея Дальневосточного морского пароходства

Однако одна женщина на ледоколе все-таки была, и это была… жена капитана «Красина»! Нина Сафроновна Пудовкина (Маркова) стала одной из самых ярких героинь красинской кругосветки, поэтому о ней следует рассказать более подробно.

Нина Сафроновна родилась в столице Забайкалья, в городе Чита. Семья была многодетной – по разным данным, у Н. С. Пудовкиной было от 8 до 16 братьев и сестер! Двое из братьев, Павел и Леонид, – участники Великой Отечественной войны, кавалеры многочисленных орденов и медалей.

Нина выучилась на врача, и именно с этой благородной профессией она связала свою жизнь! Она познакомилась с молодым штурманом Михаилом Гавриловичем Марковым, за которого впоследствии вышла замуж. В скором времени он стал героем экспедиций пароходов «Александр Сибиряков» (1932 г.) и «Челюскин» (1933 г.), высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко» (1935 г.), а на протяжении почти всего периода Великой Отечественной войны (до февраля 1945 г.) он был капитаном ледокола «Красин»!

В июне 1941 года ледокол «Красин» вышел в плавание, однако судового врача из штата пароходства не успели найти. Предполагалось, что пока «Красин» будет стоять несколько дней в порту Провидения, ожидая открытия летней навигации, докторн айдется и его доставят из Владивостока. Однако время шло, а ответа из Владивостока не поступало.

В результате, как отметил М. Г. Марков в рейсовом донесении от 28 июня, «потеряв надежду в присылке врача для «Красина» из Владивостока, обратился к начальнику порта Провидения Т. Елкину с просьбой оказать содействие в отыскании врача во избежание задержки отхода ледокола в море». Елкин, в свою очередь, 3 июля отправил «молнию» в село Лаврентия, откуда сообщили, что готовы предоставить сотрудника для участия в красинском рейсе.

В результате ледоколу «Красин» пришлось совершить внеплановый заход в село Лаврентия 4 июля с целью забрать доктора. Этим доктором оказалась Нина Сафроновна Пудовкина, супруга капитана, чей контракт подходил к концу и которая ожидала прибытия первого судна, направлявшегося во Владивосток, чтобы вернуться домой. Команде ледокола удалось убедить Нину Сафроновну остаться для работы на «Красине» в качестве судового врача на одну навигацию.

-2

Семья М. Г. Маркова. Нина Сафроновна, Владимир, Виктор, Михаил Гаврилович Марковы. 1944г.

Фотография из фондов музея-заповедника «Музей Мирового океана»

Так на борту в первые дни Великой Отечественной войны соединилась вся семья Марковых: Михаил Гаврилович, Нина Сафроновна и их сын Володя. О Володе мы рассказывали в предыдущем материале. Отработав всю летнюю навигацию жена и сын последовали за Михаилом Гавриловичем и в США для участия в ремонте судна и предполагавшемся десанте на Гренландию. Капитан от руки вписал их имена в судовую роль: «133 — Маркова Нина Сафроновна, врач / 134 – её сын Вова».

По воспоминаниям В. М. Маркова, члены семьи капитана и руководящий состав судна во время пребывания в США были удостоены аудиенции у президента Ф. Д. Рузвельта в Белом доме. Нина Сафроновна, следуя протоколу, была первой представлена президенту США. Она была одета в строгое однотонное платье.

-3

Врач Н. С. Пудовкина в судовом лазарете на ледоколе «Адмирал Макаров»

Фотография из газеты «Восточная Арктика» (1946. 9 марта. С. 1).

О работе Н.С. Пудовкиной на ледоколе, её роли во время тяжёлых переходов ледокола в составе союзных конвоев весной 1942 года и помощи раненым остались тёплые воспоминания у членов экипажа.

Старший помощник Н. А. Мерт писал: «К специфической работе па ледоколе Нина Сафроновна быстро привыкла и завоевала всеобщее уважение экипажа. Во время налетов она добросовестно исполняла свои обязанности, держала себя очень хладнокровно, заботливо, деловито и мужественно. У нас было три случая легкого ранения, и Маркова очень быстро вылечила пострадавших. Она была единственной женщиной в этом плавании, так же, как Вова был, пожалуй, единственным ребенком, прошедшим конвойную дорогу. Все красинцы, как могли, заботились о них, об их безопасности. Нина Сафроновна обычно находилась в лазарете, а во время налетов норовила проникнуть на боевые посты, что, конечно, никак не поощрялось. Доктора сразу же направляли в укрытие».

Второй помощник капитана Н. Ф. Инюшкин также сообщил, что во время плавания ледокола в составе полярного конвоя Нина Сафроновна не только оказывала медицинскую помощь раненым, но и посещала боевые посты и артиллерийские расчёты судна, а также разносила чай и бутерброды.

Вскоре после возвращения в СССР у супругов Марковых родился второй сын Виктор. В связи с этим Нина Сафроновна была вынуждена прекратить свою трудовую деятельность на судне «Красин». В начале 1943 года Нина Сафроновна с сыновьями Владимиром и Виктором переехала во Владивосток, вернулась к привычной жизни.

После того как сыновья подросли, Нина Сафроновна вернулась к работе судовым врачом. В частности, в первый послевоенный год она вновь работала вместе с мужем на новейшем дизель-электрическом ледоколе «Адмирал Макаров», который был получен от США в рамках программы ленд-лиза. В марте 1946 года о её высоком профессионализме писала газета «Восточная Арктика».

«Были на корабле и случаи сложных заболеваний. Казалось бы, чего легче оказать человеку первую помощь, а в порту списать больного в госпиталь. Но наш врач смотрит на это иначе. Заболеет человек, она использует все возможное, чтобы восстановить его здоровье, в кратчайший срок вернуть трудоспособность, не потерять его для корабля.

Стахановцы-фронтовики Исайченко и Семенков болели. Систематически, изо дня в день лечила тов. Пудовкина этих моряков. Правильные методы и заботливый уход в судовом лазарете в течение 25 суток восстановили здоровье тов. Семенкова. Различные процедуры принимал тов. Исайченко. Переливание крови, введение в кровь мышьяка и ряд других мер способствовали быстрому выздоровлению лучшего стахановца корабля.

В судовую амбулаторию идет каждый моряк с малейшей жалобой на недомогание, слабость, и всегда ему оказывается быстрая лечебная помощь. Амбулатория и лазарет оборудованы новейшими препаратами, которыми творчески пользуется Нина Сафроновна.

Применение рентгеновского аппарата помогло ей установить причины недомогания некоторых моряков и своевременно принять меры к их лечению. Широко используя в своей работе микроскоп, лабораторию, тов. Пудовкина, своевременно анализируя кровь, выявляет симптомы сладости членов экипажа.

Так творчески, но буднично просто, честно и добросовестно выполняя свою скромную работу судового врача, Нина Сафроновна Пудовкина помогает нам в работе по выполнению поставленных перед ледоколом задач».

Позднее Нина Сафроновна перешла на работу в Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы и со временем стала главным судебно-медицинским экспертом Владивостока.

Нина Сафроновна Маркова умерла в начале 1990-х годов, пережив своего мужа почти на полвека.

***

После прибытия ледокола «Красин» в Мурманск в мае 1942 года состав экипажа претерпел значительные изменения. Из материалов Государственного архива Архангельской области известно, что среди 130 членов экипажа было 10 женщин. Среди них были буфетчица А. Д. Молоканова, уборщицы Н. Г. Волотова, Г. Д. Кичина, А. Е. Кузнецова, Н. П. Белова, О. Р. Сидоренко, М. М. Куроптева, врач Е. Е. Коробейникова и шифровальщица А. А. Хорончеткова.

Самой известной из них стала Ольга Романовна Сидоренко (в замужестве Лизунова). Она родилась 7 июня 1926 года в селе Липов Рог Нежинского района Черниговской области. В 1930 году семья переехала в Архангельск. С началом войны её мать пошла работать прачкой на ледокольный пароход «Таймыр», где узнала о том, что на судно требуется камбузница (помощница повара). На эту должность она рекомендовала взять свою 15-летнюю дочь Олю, что и было сделано. Начав свой трудовой путь на «Таймыре», позднее, в июле-ноябре 1943 года, она перешла на работу на ледокол «Красин».

-4

Старый ледокол «Таймыр» на постоянном приколе в Соломбале около Архангельской гидробазы. 5 августа 1948 г. Худ. А. А. Вахрамеев.

Рисунок из фондов музея «Ледокол «Красин»

«Когда исполнилось 16 лет, – вспоминала Ольга Романовна, – получила паспорт, и отдел кадров меня направил на ледокол „Красин“ пекарем. Много где побывать успела – весь Северный морской путь прошла, были в Диксоне, в Тикси. Работы было много, чтобы всё успеть, вставать приходилось в пять утра, поэтому на берег я почти не выходила, некогда было. Страшно – не страшно, а по морям ходила, на волнах кувыркалась. У меня этого и в голове не было – погибну или нет. Думаю, если погибну, то не я одна. И конвои союзников видела. Мы шли впереди каравана судов, за нами пароходы. Однажды я днём на палубу вышла, а там мина такая щетинистая совсем рядом с кормой – хорошо, что мимо прошла. А вечером посмотришь – вокруг огоньки, это нас сопровождали эсминцы, катера».

-5

О. Р. Лизунова

Фотография с сайта https://proza.ru/2020/04/12/2181?ysclid=m8ctslkcji22359215

После войны Ольга Романовна работала на лесозаводе № 14, где трудилась до выхода на пенсию. О. Р. Лизунова воспитала пятерых детей, внуков и 10 правнуков. Умерла она 24 июня 2019 года последней из боевой команды ледокола.

***

-6

Г. Т. Абрамова

Фотография из газеты «Восточная Арктика» (1946. 9 марта. С. 1).

После возвращения «Красина» в Советский Союз в составе команды ледокола появилась главный бухгалтер Галина Трофимовна Абрамова. Благодаря её дочери Марине Юрьевой нам удалось восстановить трудовой путь экономиста ледокола.

Галина Трофимовна Абрамова родилась 28 апреля (12 мая) 1915 года во Владивостоке в многодетной семье, в которой было шесть детей. Галина была шестым ребёнком. Её отец, Т. П. Абрамов, вместе с братьями владел пекарней «Братья Кругловы и Абрамовы» и кондитерской во Владивостоке, где они сами работали.

Г. Т. Абрамова после окончания школы прошла обучение на курсах бухгалтеров и начала работать по специальности. В период национализации семья передала пекарню в собственность государства, но продолжала работать в ней. Однако в 30-е годы их обвинили в принадлежности к кулакам и потребовали покинуть Владивосток.

Галина Трофимовна вместе с родителями переехала в Крым, в город Симферополь. Там она устроилась работать бухгалтером в Главсахаре. Однако в 1940 году она вернулась во Владивосток, где была принята на работу в Главное управление Северного морского пути на должность старшего бухгалтера. В 1941 году она впервые начала работать на ледоколе «Красин». Её задачей было организовать финансовый учёт на судне в процессе его перевода на самостоятельный баланс.

В 1943 году она вернулась к работе на «Красин» и в том же году была награждена памятным знаком «Почётному полярнику» за стахановские образцы труда и подлинно социалистическое отношение к работе в период навигации 1943 года.

Статьи газеты «Восточная Арктика» периода Великой Отечественной войны неоднократно упоминали Галину Трофимовну как одного из ярких передовиков производства. В 1947 году она уже стала старшим бухгалтером Владивостокского арктического пароходства.

В период с 1960-х годов до выхода на пенсию в 1975 году она занимала должность старшего бухгалтера в Центральной бухгалтерии Главного управления рыбной промышленности Дальнего Востока «Дальрыба». Впоследствии она работала финансистом-экономистом в подразделении этого управления – «Дальрыбсбыт».

После выхода на пенсию Г.Т. Абрамова в течение нескольких лет, по три месяца в году, продолжала работать бухгалтером в «Дальрыбсбыте». Вся послевоенная жизнь Галины Трофимовны во Владивостоке была тесно связана с жизнью других жителей города, в частности, с семьями Марковых и Инюшкиных, а также с другими известными капитанами, чьи имена носят суда Дальневосточного морского пароходства. Это была настоящая и крепкая дружба, которая продолжалась до последних дней жизни.

Галина Трофимовна умерла 12 мая 1999 г. в возрасте 84 лет и похоронена на Морском кладбище Владивостока.

Список источников и литературы:

Горяинов П. Судовой врач // Восточная Арктика. 1946. 9 марта. С. 1.

Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история. походы, люди. — Калининград: Живём, 2023. — 464 с.

Марков В. М. Юный защитник Отечества! // Твой отдых. 2001. № 4 (12)  — С. 60–61.

Передовики предоктябрьского социалистического соревнования // Восточная Арктика. 1947. 7 ноября. С. 3.

Пузырев В. П., Конталев В. А., Мельник Н. Н. Морские традиции: учеб. пособие для курсантов мор. акад., колледжей и мореход. уч-щ. — М.: Артика Служба мор. флота, 1999. — 423 с.

Рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова // ЛК ММО № 842.

Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. — Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1976. — 175 с.

Инюшкин Н. Ф. ледоколы помогают фронту // ММФ ДВМП. Фонд Н. Ф. Инюшкина. № 9. Л. 1–7.

Калиберова Т. Он сидел на коленях у Рузвельта и шел в караване PQ‑15 // Владивосток. 2003. 21 февраля.