Найти в Дзене

4 станции метро в центре Москвы закрыли и превратили в склад: как подземные дворцы построили по ошибке

Далеко не все станции первой линии Московского метрополитена, открытой в 1935 году, ждала счастливая судьба. Несколько подземных дворцов спустя годы были закрыты и превращены в склады. Сегодня - драматичная история четырех станций, которых ждала эта участь. Напомню, открывшаяся 15 мая 1935 года первая линия столичной подземки состояла из 13 станций. Трасса проходила от Сокольников до Крымской площади с ответвлением до Смоленской. Именно станции этого ответвления ждала непростая судьба. Уже к открытию стало ясно, что долго ответвление функционировать не будет - его придется передать в состав другой линии. Так и произошло. После пуска в 1938 году второй очереди станции "Коминтерн" (сейчас "Александровский сад"), "Арбатская", "Смоленская" и открытая вместе со Смоленским метромостом в 1937 году "Киевская" (мелкого заложения) были переданы в состав Арбатско-Покровской линии. Таким образом, поезда следовали от "Киевской" (мелкого заложения, ныне это станция Филевской линии) до "Курской". Се

Далеко не все станции первой линии Московского метрополитена, открытой в 1935 году, ждала счастливая судьба. Несколько подземных дворцов спустя годы были закрыты и превращены в склады. Сегодня - драматичная история четырех станций, которых ждала эта участь.

Схема первой очереди Московского метрополитена, открытой в 1935 году
Схема первой очереди Московского метрополитена, открытой в 1935 году

Напомню, открывшаяся 15 мая 1935 года первая линия столичной подземки состояла из 13 станций. Трасса проходила от Сокольников до Крымской площади с ответвлением до Смоленской. Именно станции этого ответвления ждала непростая судьба.

Московское метро в день открытия - 15 мая 1935 года
Московское метро в день открытия - 15 мая 1935 года

Уже к открытию стало ясно, что долго ответвление функционировать не будет - его придется передать в состав другой линии. Так и произошло. После пуска в 1938 году второй очереди станции "Коминтерн" (сейчас "Александровский сад"), "Арбатская", "Смоленская" и открытая вместе со Смоленским метромостом в 1937 году "Киевская" (мелкого заложения) были переданы в состав Арбатско-Покровской линии. Таким образом, поезда следовали от "Киевской" (мелкого заложения, ныне это станция Филевской линии) до "Курской".

-3

Сейчас поезда по Арбатско-Покровской линии так не ходят. После станции "Площадь Революции" экспрессы не поднимаются к "Александровскому саду", а продолжают двигаться глубоко под землей через станции "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" глубокого заложения, которые были открыты в 1953 году.

Почему же параллельно действующей трассе метрополитена в 1950-х построили еще одну линию?

Станция метро "Смоленская" мелкого заложения, открытая в 1935 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция метро "Смоленская" мелкого заложения, открытая в 1935 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Этот вопрос исследователи долгое время обходили стороной, об этом не писали в газетах и в книгах о метро. Уж слишком деликатная тема. Ведь всегда в советское время сообщалось, что московское метро - не только самое красивое в мире, но и самое надежное. А в годы Великой Отечественной оно стало бомбоубежищем для жителей города. Вспомните сколько написано о людях, которые родились на станции "Маяковская" в годы войны.

-5

К сожалению, история московского метро тех лет имеет и трагические страницы. Как следует из донесения начальника метрополитена Новикова, которое было рассекречено только в наши дни, 22 июля 1941 года в 22.20 минут на Арбатскую площадь фашистами было сброшено несколько зажигательных бомб и одна фугасная. Москвичи в панике бросились укрываться в метро. Возникла давка, в которой погибли 44 человека. В 0.32 минуты еще одна бомба попала в эстакаду Смоленского метромоста, повредив ее и разрушив пути. А в 2.15 минут фугасная бомба пробила тоннель на перегоне "Смоленская" - "Арбатская", в котором укрывались люди. Погибли еще 13 человек.

Тоннель был разрушен бомбой, поскольку был мелкого заложения. Его глубины просто не хватило, чтобы надежно защитить людей. Для сравнения: та же "Маяковская" - глубокого заложения, и люди были на станции в полной безопасности во время бомбардировок города.

Именно поэтому после войны прокладка линии мелкого заложения на арбатском направлении признана ошибочной и было принято решение параллельно построить линию глубокого заложения.

В 1953 году эта задача была решена и станции "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" глубокого заложения приняли пассажиров. Новые станции получились не менее эффектными с точки зрения оформления и стали эталонными образцами послевоенного парадного сталинского стиля в метро.

Станция "Арбатская" глубокого заложения открыта для замены станции мелкого заложения в 1953 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Арбатская" глубокого заложения открыта для замены станции мелкого заложения в 1953 году. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

А что же стало с тремя станции первой очереди метро? "Калининской" (бывшей "Коминтерн"), "Смоленской" и "Арбатской", а также открытой чуть позже "Киевской"? Их попросту закрыли и переоборудовали под склады. Вот, посмотрите, схема метро 1958 года - они на ней отсутствуют. Простаивал и Смоленский метромост.

Схема Московского метрополитена, 1958 г.
Схема Московского метрополитена, 1958 г.

Возвращение этих четырех станций метро в строй произошло благодаря Никите Хрущеву, а точнее его курсу - на быстрое строительство дешевого метро. В свое время мне удалось побывать дома у дочери генсека Рады Хрущевой и взять у нее интервью. Она рассказала любопытные моменты о страсти своего отца к строительству метро.

Первой линией нового типа должна была стать наземная Филевская. Ее построили в короткие сроки и для присоединения к действующей системе метро решили использовать проложенные еще в 1930-е и стоявшие несколько лет закрытыми станции арбатского радиуса. Дело в том, что соединить наземную Филевскую линию со станцией "Киевская" глубокого заложения было невозможно - слишком большой был перепад высот на перегоне. Так в 1958 году открылось движение от "Калининской" до "Кутузовской", а уже через год линию продлили до станции "Фили". Вот как она выглядела на схеме метро к 1962 году.

Схема Московского метрополитена, 1962 г.
Схема Московского метрополитена, 1962 г.

В результате на схеме московского метро появились две параллельные линии - синяя и голубая со станциями с одинаковыми названиями "Смоленская" и "Арбатская", но без пересадки между ними. Это еще несколько десятилетий путало пассажиров подземки, особенно гостей столицы.

-10

В дальнейшем судьба Филевской линии тоже складывалась драматично. Она стала площадкой для многочисленных экспериментов. Но об этом поговорим отдельно.

Кстати, закрытия станций и линий в московском метро происходят и в наши дни. Подробности:

Добавлю, что станция "Киевская" мелкого заложения, закрытая в 1953 году, еще в 1937 году была изображена на здании Северного речного вокзала в столице (тогда он назывался Химкинским) как символ всего Московского метрополитена.

Изображение станции "Киевская" мелкого заложения на здании Северного речного вокзала
Изображение станции "Киевская" мелкого заложения на здании Северного речного вокзала

Павильон "Арбатской", построенный в 1935 году, также является визитной карточкой столичной подземки. Здание имеет форму пятиконечной звезды - одного из символов советского строя. Этот прием был использован также при сооружении театра Российской армии и павильона "Физкультура и спорт" на ВДНХ.

Наземный павильон станции "Арбаская" Филевской линии - визитная карточка московского метро
Наземный павильон станции "Арбаская" Филевской линии - визитная карточка московского метро

Станции "Арбатская" и "Смоленская" мелкого заложения, открытые в 1935 году, сейчас привлекают особое внимание специалистов по архитектуре, истории и дизайну.

Оригинальная шестигранная керамическая плитка в форме сот, которой отделаны путевые стены на "Смоленской" Филевской линии и сегодня впечатляет. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Оригинальная шестигранная керамическая плитка в форме сот, которой отделаны путевые стены на "Смоленской" Филевской линии и сегодня впечатляет. Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Ну а что насчет дублирующих линий и станций? Действительно ли постройку неглубоких "Александровского сада", "Смоленской" и "Арбатской" в 1935 году можно считать ошибкой?

Немного статистики.

Станцией "Смоленская" Арбатско-Покровской линии сейчас ежедневно пользуются 56 тысяч пассажиров, одноименной станцией Филевской линии, расположенной рядом, - 16 тысяч. Похожая картина и со станцией "Арбатская": без учета пересадки, только через турникеты станции глубокого заложения ежедневно проходит 51 тысяча человек, у находящейся по соседству станции с таким же названием мелкого заложения - 12 тысяч.

Другие неизвестные истории о московском метро и метрополитенах России, а также все загадки последней подземки, открытой в СССР, ждут вас здесь:

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений3 июля 2023

А вы можете представить московское метро без "Александровского сада", "Смоленской", "Арбатской" и Смоленского метромоста?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel