Далеко не все станции первой линии Московского метрополитена, открытой в 1935 году, ждала счастливая судьба. Несколько подземных дворцов спустя годы были закрыты и превращены в склады. Сегодня - драматичная история четырех станций, которых ждала эта участь.
Напомню, открывшаяся 15 мая 1935 года первая линия столичной подземки состояла из 13 станций. Трасса проходила от Сокольников до Крымской площади с ответвлением до Смоленской. Именно станции этого ответвления ждала непростая судьба.
Уже к открытию стало ясно, что долго ответвление функционировать не будет - его придется передать в состав другой линии. Так и произошло. После пуска в 1938 году второй очереди станции "Коминтерн" (сейчас "Александровский сад"), "Арбатская", "Смоленская" и открытая вместе со Смоленским метромостом в 1937 году "Киевская" (мелкого заложения) были переданы в состав Арбатско-Покровской линии. Таким образом, поезда следовали от "Киевской" (мелкого заложения, ныне это станция Филевской линии) до "Курской".
Сейчас поезда по Арбатско-Покровской линии так не ходят. После станции "Площадь Революции" экспрессы не поднимаются к "Александровскому саду", а продолжают двигаться глубоко под землей через станции "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" глубокого заложения, которые были открыты в 1953 году.
Почему же параллельно действующей трассе метрополитена в 1950-х построили еще одну линию?
Этот вопрос исследователи долгое время обходили стороной, об этом не писали в газетах и в книгах о метро. Уж слишком деликатная тема. Ведь всегда в советское время сообщалось, что московское метро - не только самое красивое в мире, но и самое надежное. А в годы Великой Отечественной оно стало бомбоубежищем для жителей города. Вспомните сколько написано о людях, которые родились на станции "Маяковская" в годы войны.
К сожалению, история московского метро тех лет имеет и трагические страницы. Как следует из донесения начальника метрополитена Новикова, которое было рассекречено только в наши дни, 22 июля 1941 года в 22.20 минут на Арбатскую площадь фашистами было сброшено несколько зажигательных бомб и одна фугасная. Москвичи в панике бросились укрываться в метро. Возникла давка, в которой погибли 44 человека. В 0.32 минуты еще одна бомба попала в эстакаду Смоленского метромоста, повредив ее и разрушив пути. А в 2.15 минут фугасная бомба пробила тоннель на перегоне "Смоленская" - "Арбатская", в котором укрывались люди. Погибли еще 13 человек.
Тоннель был разрушен бомбой, поскольку был мелкого заложения. Его глубины просто не хватило, чтобы надежно защитить людей. Для сравнения: та же "Маяковская" - глубокого заложения, и люди были на станции в полной безопасности во время бомбардировок города.
Именно поэтому после войны прокладка линии мелкого заложения на арбатском направлении признана ошибочной и было принято решение параллельно построить линию глубокого заложения.
В 1953 году эта задача была решена и станции "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" глубокого заложения приняли пассажиров. Новые станции получились не менее эффектными с точки зрения оформления и стали эталонными образцами послевоенного парадного сталинского стиля в метро.
А что же стало с тремя станции первой очереди метро? "Калининской" (бывшей "Коминтерн"), "Смоленской" и "Арбатской", а также открытой чуть позже "Киевской"? Их попросту закрыли и переоборудовали под склады. Вот, посмотрите, схема метро 1958 года - они на ней отсутствуют. Простаивал и Смоленский метромост.
Возвращение этих четырех станций метро в строй произошло благодаря Никите Хрущеву, а точнее его курсу - на быстрое строительство дешевого метро. В свое время мне удалось побывать дома у дочери генсека Рады Хрущевой и взять у нее интервью. Она рассказала любопытные моменты о страсти своего отца к строительству метро.
Первой линией нового типа должна была стать наземная Филевская. Ее построили в короткие сроки и для присоединения к действующей системе метро решили использовать проложенные еще в 1930-е и стоявшие несколько лет закрытыми станции арбатского радиуса. Дело в том, что соединить наземную Филевскую линию со станцией "Киевская" глубокого заложения было невозможно - слишком большой был перепад высот на перегоне. Так в 1958 году открылось движение от "Калининской" до "Кутузовской", а уже через год линию продлили до станции "Фили". Вот как она выглядела на схеме метро к 1962 году.
В результате на схеме московского метро появились две параллельные линии - синяя и голубая со станциями с одинаковыми названиями "Смоленская" и "Арбатская", но без пересадки между ними. Это еще несколько десятилетий путало пассажиров подземки, особенно гостей столицы.
В дальнейшем судьба Филевской линии тоже складывалась драматично. Она стала площадкой для многочисленных экспериментов. Но об этом поговорим отдельно.
Кстати, закрытия станций и линий в московском метро происходят и в наши дни. Подробности:
Добавлю, что станция "Киевская" мелкого заложения, закрытая в 1953 году, еще в 1937 году была изображена на здании Северного речного вокзала в столице (тогда он назывался Химкинским) как символ всего Московского метрополитена.
Павильон "Арбатской", построенный в 1935 году, также является визитной карточкой столичной подземки. Здание имеет форму пятиконечной звезды - одного из символов советского строя. Этот прием был использован также при сооружении театра Российской армии и павильона "Физкультура и спорт" на ВДНХ.
Станции "Арбатская" и "Смоленская" мелкого заложения, открытые в 1935 году, сейчас привлекают особое внимание специалистов по архитектуре, истории и дизайну.
Ну а что насчет дублирующих линий и станций? Действительно ли постройку неглубоких "Александровского сада", "Смоленской" и "Арбатской" в 1935 году можно считать ошибкой?
Немного статистики.
Станцией "Смоленская" Арбатско-Покровской линии сейчас ежедневно пользуются 56 тысяч пассажиров, одноименной станцией Филевской линии, расположенной рядом, - 16 тысяч. Похожая картина и со станцией "Арбатская": без учета пересадки, только через турникеты станции глубокого заложения ежедневно проходит 51 тысяча человек, у находящейся по соседству станции с таким же названием мелкого заложения - 12 тысяч.
Другие неизвестные истории о московском метро и метрополитенах России, а также все загадки последней подземки, открытой в СССР, ждут вас здесь:
А вы можете представить московское метро без "Александровского сада", "Смоленской", "Арбатской" и Смоленского метромоста?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel