Найти в Дзене

Сила воображения: САЛЬВАДОР ДАЛИ. Часть третья: ТОП-9 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сальвадор Дали – имя, известное во всем мире, ассоциируется с одним из самых выдающихся представителей сюрреализма. Тем не менее, коллеги по художественному цеху не раз подвергали его критике, упрекая в отходе от основополагающей идеи. По словам Андре Бретона, Дали был "воплощением духа сюрреализма" лишь на протяжении двух-трех лет. Именно на этот короткий период и пришелся пик популярности этого направления в искусстве.

Жираф в огне.,1936-1937
Жираф в огне.,1936-1937

Со временем Дали все чаще обращается к другим источникам вдохновения, акцентируя внимание на четкости, форме и структуре. "Я испытываю страстное желание заново открыть для себя землю, - писал он, - с ее весом, ее благородством... ее самоотречением... Я хочу вновь почувствовать землю, ступая по ней босыми ногами". Бессменным же источником вдохновения и музой Дали была Гала, неповторимая Гала, которую он запечатлел на своих полотнах бесчисленное количество раз.

Галарина, 1945
Галарина, 1945

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-9 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

9. Раненая птица, 1928

Раненая птица, 1928
Раненая птица, 1928

Искусство сюрреализма синтетично, в нем тесно переплелись литература и живопись, подтверждением чему служит эта работа. Ее источником стали стихи Андре Бретона. Их содержание - сон, в котором поэт стреляет в птицу, и она падает в море.

8. Портрет Галы, 1935

Портрет Галы, 1935
Портрет Галы, 1935

Дали боготворил свою возлюбленную, утверждая, что она является «уникальной мифологической женщиной нашего времени», и считая, что ему выпал «счастливый шанс сочетаться браком с гением Галы». Это полотно - один из многих портретов Галы, созданных Сальвадором Дали.

7. Загадка Вильгельма Телля, 1933

Загадка Вильгельма Телля, 1933
Загадка Вильгельма Телля, 1933

Эта картина возмутила правоверных сюрреалистов своей «интеллектуальностью» и отходом от важнейшего для сюрреализма принципа спонтанности. Сам Дали объяснял, что в виде Ленина с огромной ягодицей он изобразил своего отца, который хочет съесть собственного сына. Маленький орешек возле огромной отцовской сандалии - колыбелька Галы.

6. Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой, 1945

Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой, 1945
Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой, 1945

Картина относится к периоду, ознаменованному отходом Дали от сюрреализма и активным диалогом с классической живописью (тому подтверждение - гипсовая голова слева от Галы). «Колонны и архитектура», в которые он превратил тело Галы, чем-то напоминают беседку из «Сада земных наслаждений» Босха. Сам художник считал эту работу удачной и даже поместил ее в книге «Пятьдесят секретов магического ремесла».

5. Мрачная игра, 1929

Мрачная игра, 1929
Мрачная игра, 1929

Картина своим названием обязана Полю Элюару. На этом полотне Дали воссоздает свои навязчивые идеи и страхи. Онанические мотивы здесь переплелись со скатологическими, над головой мастурбатора клубятся жуткие в своей откровенности видения. Вся центральная часть, состоящая из многих элементов, представляет собой голову осла.

4. Христос святого Иоанна Креста, 1951

Христос святого Иоанна Креста, 1951
Христос святого Иоанна Креста, 1951

Название произведения отсылает к одному случаю из жизни испанского мистика, жившего в XVI веке, - святого Иоанна Креста. В религиозном экстазе он нарисовал распятие. Его карандашный набросок выполнен в необычном ракурсе (правда, не столь дерзком), как и на полотне Дали. Сам Дали вспоминал о создании картины так: «Все началось с космического сна, который пришел ко мне в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел атомную структуру, и в его ядре я увидел метафизическую силу, связывающую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, созданный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника».

Рисунок распятия Иоанна Креста
Рисунок распятия Иоанна Креста

Чтобы изобразить Христа, художник посадил натурщика этажом ниже и писал его, глядя через стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVI века, которыми он всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Найна. Пейзаж отображает залив рядом с Порт-Льигатом, местом рождения Дали.

3. Искушение святого Антония, 1946

Искушение святого Антония, 1946
Искушение святого Антония, 1946

Картина родилась из конкурса, инициированного американским кинопродюсером Альбертом Левиным. Ему, для экранизации новеллы Ги де Мопассана "Милый друг", требовалось визуальное воплощение образа искушаемого святого. В конкурсе участвовали одиннадцать художников. Судейская коллегия включала известных экспертов, среди которых был культовый художник Марсель Дюшан и первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр. Триумфатором конкурса стал сюрреалист Макс Эрнст, эмигрировавший в США из Европы в годы Второй мировой войны, подобно Дали.

Макс Эрнст, Искушение святого Антония, 1945
Макс Эрнст, Искушение святого Антония, 1945

Святой Антоний, живший в IV веке, вел отшельнический образ жизни. Известно, что аскет неоднократно сталкивался со страшными видениями, подвергавшими испытанию его веру (слово "искушение", вынесенное в заглавие картины, в прежние времена обозначало именно "испытание"). Галлюцинации посещали святого Антония в двух проявлениях: в облике манящей женщины и в образе устрашающих демонов. Данный сюжет пользовался колоссальной популярностью в искусстве Средневековья и Возрождения, а затем был надолго предан забвению, чтобы всплыть из памяти лишь в середине ХХ века. Однако Дали не был бы самим собой, если бы классическая история не породила на его полотне причудливый мир, насыщенный таинственными символами.

2. Постоянство памяти, 1931

Постоянство памяти, 1931
Постоянство памяти, 1931

Это одна из наиболее узнаваемых работ Дали. Художник, повествуя о предыстории ее создания, не раскрыл - вероятно, намеренно - ключей к пониманию сути картины. История же такова. Однажды вечером, поужинав мягким сыром камамбер, художник ощутил, что этот сыр навел его на размышления о мягкости материи. Перед сном Дали еще раз взглянул на полотно, над которым работал. Это был мрачный, безлюдный пейзаж. Художник размышлял о том, как оживить этот пейзаж, и внезапно как будто увидел перед собой "растекшиеся" часы. Спустя всего два часа картина была завершена. Интерпретации этой работы Дали различны. Некоторые видят в ней выражение мысли о неумолимом течении времени (одни из часов свисают над расплавленной головой человека). Другие полагают, что картина воплотила страх Дали перед импотенцией (на это указывают дряблые, обвислые формы). Как бы то ни было, художник достиг главного: ему удалось создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.

1. Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны, 1936

Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны, 1936
Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны, 1936

В ходе гражданской войны в Испании (1936-1939) республиканцы были побеждены, и диктатура фашистского толка во главе с генералом Франко утвердилась в стране. Большинство сюрреалистов (равно как и культурная элита Европы в целом) питали симпатии к республиканскому движению. Дали же, в отличие от коллег, оставался на стороне Франко, хотя и не делал из этого достояние общественности. В своих политических предпочтениях он часто демонстрировал непредсказуемость. Но, несмотря ни на что, ему удалось создать мощное и необычное полотно с антивоенным посылом. "Меня терзали дурные предчувствия грядущей гражданской войны, - вспоминал Дали, - и за полгода до ее начала я написал эту картину. Она, обильно сдобренная вареной фасолью, изображает огромное человеческое тело, представленное в виде чудовищных нагромождений рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия". Квадратная форма, сформированная конечностями, напоминает очертания Испании – здесь прослеживается явная аллюзия.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: