Найти в Дзене

Сила воображения: САЛЬВАДОР ДАЛИ. Часть вторая: Гений сюрреализма

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

И сегодня у нас продолжение биографии одного из самых известных и влиятельных художников XX века - Сальвадора Дали.

14 ноября 1934 года Дали впервые приехал в США. Он провозгласил себя единственным истинным представителем подлинного сюрреализма и планомерно организовывал ажиотаж вокруг своей персоны. Дали устроил скандальную пресс-конференцию на приеме, который в честь него устроил Карис Кросби (знаменитый сюрреалистический «Бал сновидений» или «Бал галлюцинаций» («Coque Rouge»), выступил с докладом, объясняя содержание и смысл своих работ.

Параноидальный астральный образ, 1934
Параноидальный астральный образ, 1934
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

Вернувшись в Европу в 1935, Дали опубликовал одно из самых важных своих эссе «Завоевание иррационального», где обосновал свой параноико-критический метод.

Женщина с головой из роз, 1935
Женщина с головой из роз, 1935

Один из самых известных публичных перформансов Дали произошел в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке, проходившей в Новых галереях Берлингтона, в Лондоне. Дали задумал прочитать лекцию, облачившись в водолазный костюм. Поначалу публика, озадаченная таким появлением, вела себя спокойно, погрузившись в тишину – ведь сквозь стекло шлема не проходило ни единого звука. Однако вскоре Дали начал испытывать удушье. Отчаянными жестами он стал просить, чтобы с него сняли привинченный шлем, но зрители восприняли это как часть представления и отреагировали на происходящее громким смехом. К счастью, все закончилось благополучно, и гаечный ключ был найден вовремя.

Дали в водолазном костюме
Дали в водолазном костюме
Человекообразный комод, 1936
Человекообразный комод, 1936

Политический прагматизм

Некоторых друзей и единомышленников Дали, разделявших с ним сюрреалистические взгляды, сильно возмущало его поведение. Они считали, что подобное поведение отвращало от этого движения представителей левого политического спектра. В молодые годы Дали придерживался анархистских убеждений, унаследованных от отца, однако позже его симпатии склонились вправо. В частности, он категорически отказался осудить генерала Франко, который стремился к установлению диктаторского, фашистского режима.

Осенний каннибализм, 1936
Осенний каннибализм, 1936

В 1934 году Дали получил приглашение посетить парижскую обитель Бретона, где живописцу предъявили обвинение в "контрреволюционной деятельности". Ему удалось найти оправдания, но ненадолго. В 1939 году Бретон выдворил Дали из сюрреалистического круга окончательно. Впрочем, к этому моменту стиль Дали уже претерпел изменения, и независимо от этого события.

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря, 1938
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря, 1938

В 1937 году художник впервые ступил на землю Италии, испытав глубокое восхищение творениями мастеров эпохи Возрождения. Это событие повлекло за собой заметное "традиционалистское" переосмысление его художественного стиля, хотя тематика его полотен продолжала питаться сюрреалистическими образами и фантазиями.

Высокое мгновение, 1938
Высокое мгновение, 1938

Как и все знаменитые мастера XX века, Дали был чрезвычайно разносторонен: помимо живописи и графики, в сфере его интересов находились кинематограф, театр, поэзия, литература, изготовление объектов и оформление журналов мод. Расцвет искусства Сальвадора Дали пришелся на 1930-е годы. Он успевал одновременно организовывать многочисленные выставки, писал книги и статьи, давал интервью, по-прежнему жадно изучал все новые тенденции и ассимилировал чужие идеи, питая ими свою не знающую границ фантазию. Его не коснулись кризисы, сотрясавшие группу сюрреалистов. Дали обосновал собственный метод сюрреализма, параноико-критический, основанный на «иррациональном незнании». Благодаря методу паранойи сюрреализм смог придать изобразительную форму иррациональному подсознанию. Дали не только рушил каноны искусства, ему удалось перевернуть все сложившиеся представления о приличном или запретном.

Тревожный знак, 1934
Тревожный знак, 1934

После публичной демонстрации сокровенных тайн подсознательного запретных тем больше не существовало. Каждая картина Дали создавалась длительное время и отражала продуманную концепцию.

Утреннее окостенение кипариса, 1934
Утреннее окостенение кипариса, 1934

В 1938 году в Лондоне Дали встретился с 3игмундом Фрейдом. Художник высоко оценил теорию бессознательного, проявляющегося в снах и воспоминаниях и применял ее к методу сюрреализма. Дали всегда решительно выступал против определенной трактовки своих произведений, настаивая на их сложном и, безусловно, многозначном смысле. В соответствии с новым методом Дали начал интерпретировать произведения старых мастеров. Он давал своим картинам провоцирующие названия, восприняв литературный опыт своих друзей-сюрреалистов. В 1930-е Дали с увлечением занимался изготовлением сюрреалистических объектов: «Ретроспективный бюст женщины», «Телефон-лангуст», «Жакет, усиливающий половое чувство».

Ретроспективный бюст женщины, 1933
Ретроспективный бюст женщины, 1933
Телефон-лангуст, 1936
Телефон-лангуст, 1936

Дали и Гала жили в своем доме в Порт-Льигате, когда началась гражданская война. Они спешно покинули Испанию, а затем и Европу, найдя безопасное убежище только в США. В Америке Дали провозгласил себя единственным представителем сюрреализма. Инсталляция художника «День и ночь», выставленная в витрине магазина на Пятой Авеню вызвала крупный скандал. Его многочисленные акции шокировали благопристойную американскую публику. В июле 1939 обиженный Дали написал гневную «Декларацию независимости воображения и прав человека на его собственное безумие». В ноябре 1939 в театре «Метрополитен-Опера» состоялась премьера балета «Вакханалия», поставленного Леонидом Мясиным на музыку Р. Вагнера, для которого Дали написал либретто и создал декорации и костюмы.

Декорации к балету «Вакханалия», 1939
Декорации к балету «Вакханалия», 1939
Декорации к балету «Вакханалия», 1939
Декорации к балету «Вакханалия», 1939
Костюмы к балету «Вакханалия», 1939
Костюмы к балету «Вакханалия», 1939

В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны.

Глаз времени
Глаз времени

В 1942 году увидела свет автобиографическая книга Дали, названная «Моя тайная жизнь», и сразу же обрела огромную популярность. В 1946 году он плодотворно работал с самим Альфредом Хичкоком. Эти факты послужили причиной для Андре Бретона публично озвучить саркастическую анаграмму имени художника: «Salvador Dali - Avida Dollars», что можно было бы перевести как «Гребущий доллары».

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944

После своего возвращения в Европу, случившемся в 1948 году, Дали выбрал местом постоянного проживания Порт-Льигат, регулярно совершая оттуда поездки в Париж и Нью-Йорк. Его творческая деятельность продолжала неуклонно набирать обороты. Существенный доход, помимо непосредственно живописи, Дали получал от работы в сопутствующих сферах:

Слоны, 1948
Слоны, 1948

он занимался буквально всем - от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошел с ума... полностью сошел с ума... от шоколадок Ланвин!»

Сальвадор Дали в рекламе шоколада Ланвин
Сальвадор Дали в рекламе шоколада Ланвин

Одну за другой он устраивал выставки, которые просто сводили с ума публику своим успехом. Среди них особенно выделяются два масштабных события: выставка в Токио, состоявшаяся в период с 1964 по 1965 год, и экспозиция в парижском Центре Помпиду, открывшаяся в 1979 году. В следующем, 1980-м, эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где она привлекла рекордное число посетителей для подобных заведений – более двухсот пятидесяти тысяч человек. Из работ, относящихся к позднему периоду творчества, особым спросом пользовались картины Дали на религиозную тематику (с годами он стал глубоко верующим католиком).

Тайная вечеря, 1955
Тайная вечеря, 1955

Последние годы

Дали продолжал активно творить до семидесятилетия, однако начиная с 1975 года здоровье художника значительно ухудшилось. Гала тоже страдала от недугов. Она скончалась первой, в 1982 году. После этого Дали покинул Порт-Льигат, и больше никогда туда не возвращался.

Всадник Апокалипсиса, 1970
Всадник Апокалипсиса, 1970

Он жил в купленном в 60-е годы замке Пуболь, а после пожара в 1986 году переехал в Фигерас. Дали уже не вставал с постели. Скончался он 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет и был похоронен в своем замке-музее, в склепе, созданном по его собственному проекту.

Склеп Дали под ногами туристов
Склеп Дали под ногами туристов

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: