Найти тему

Попытка невозможного, Рене Магритт: Акт сотворения

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на разборе у нас «Попытка невозможного» бельгийского художника Рене Магритта 1928 года.

Рене Магритт, Попытка невозможного, 1928
Рене Магритт, Попытка невозможного, 1928

Рене Магритт (1898-1967) - один из наиболее значительных художников-сюрреалистов, яркий представитель бельгийской школы живописи. Начал учиться живописи с 1915 года в Академии изящных искусств в Брюсселе, куда поступил в качестве вольнослушателя. С 1918 года работал самостоятельно, выставлялся с 1919 года. В 1923-1927 работает художником по рекламе на бумажной фабрике. В 1927 году уезжает в Париж, где входит в круг сюрреалистов. После разрыва с ними возвращается в Брюссель. Среди основных произведений - «Вероломство образов» (1929),

Рене Магритт, Вероломство образов, 1929
Рене Магритт, Вероломство образов, 1929

«Попытка невозможного» (1928), «На пороге свободы» (1930),

Рене Магритт, На пороге свободы, 1930
Рене Магритт, На пороге свободы, 1930

«Личные ценности» (1952).

Рене Магритт, Личные ценности, 1952
Рене Магритт, Личные ценности, 1952

Помимо живописи занимался рекламой, дизайном и организацией выставок. Магритт, как и большинство его единомышленников, придавал особое значение названию картины, полагая, что именно оно придает художественному произведению законченность. Это «поэтическое название» не описывало напрямую сюжет произведения, а было связано с ним косвенным и иррациональным образом. Название должно было само прийти к художнику путем свободной игры ассоциаций. У Магритта довольно часто названия картин никоим образом не соотносятся с изображением на картине, но иногда, наоборот, помогают зрителю прочитать художественный образ.

Рене Магритт, Влюбленные, 1928
Рене Магритт, Влюбленные, 1928

Так обстояло дело и с картиной «Попытка невозможного», сюрреалистическим шедевром, который художник создал в начале своей творческой карьеры. В это время Магритт был занят попытками придать реальность живописному изображению человеческой фигуры. В итоге на холсте он воспроизвел саму эту попытку, изобразив художника, который своей кистью создает живую обнаженную женщину, а пространство вокруг остается раскрашенной плоскостью.

Детали

Интерьер

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Изначально Магритт хотел поместить фигуру женщины на фоне неба с облаками. Смысл картины заключался тогда в том, что художник пишет фреску, но когда закончит, то его творение перестанет быть фреской и обретет собственную жизнь вне пространства стены. На законченном полотне сцена разворачивается в интерьере, причем по фотографиям известно, что это столовая в квартире Магритта в парижском предместье Перре-сюр-Марн.

Портретное сходство

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Художник на картине имеет портретное сходство с самим Рене Магриттом, а в чертах его модели можно узнать его жену Жоржету. Возможно, источником вдохновения художника стала фотография на которой он нежно касается кистью плеча своей жены.

Магритт и его супруга Жоржета
Магритт и его супруга Жоржета

Отсылки

Жан-Леон Жером, Пигмалион и Галатея, 1890
Жан-Леон Жером, Пигмалион и Галатея, 1890

Работая над «Попыткой невозможного», художник постарался максимально реализовать свою концепцию сходства (в данном случае это сходство изображения с живой обнаженной фигурой), которая заключалась в том, чтобы разместить краску на поверхности холста таким образом, чтобы «ее реальные свойства отступили, дав возможность проявиться образу сходства». В данном случае сходство с живым телом проявилось настолько, что фигура нарисованной женщины кажется обитающей в том же пространстве, что и художник. Магритт совершенно осознанно делает изображение подобным статуе, а художника - скульптором, обыгрывая в своем стиле модную в те годы тему Пигмалиона и Галатеи.

Рене Магритт за работой
Рене Магритт за работой

Момент сотворения

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Еще одна важная тема «Попытки невозможного» - «ловушка иллюзионизма», когда художник, позволяющий себе воспроизводить реальность слишком натуралистически, помещает в картине нечто, подчеркивающее искусственность искусства. Магритт раскрывает эту тему, оставляя незаконченной руку модели, как бы оправдывая название картины, когда сотворение невозможного оказывается только попыткой.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: