Найти в Дзене

Сила воображения: САЛЬВАДОР ДАЛИ. Часть первая: В царстве фантазии

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Уникальный Сальвадор Дали. Жизнь и творчество этого человека выделялись поразительной эксцентричностью. Произведения искусства, манера поведения, да и в целом его облик - всё это превращало Сальвадора Дали в скорее мифическое существо, чем в обыкновенного человека.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали
Автопортрет в образе Моны Лизы
Автопортрет в образе Моны Лизы

Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали-и-Доменек появился на свет 11 мая 1904 года в Фигерасе. Этот городок, расположенный в Каталонии, на северо-востоке Испании.

Фигерас, Каталония, Испания
Фигерас, Каталония, Испания

Отец художника, которого тоже звали Сальвадор, работал нотариусом и придерживался атеистических взглядов. Мать, Фелипа, напротив, была глубоко верующей католичкой, однако это не создавало препятствий для их семейной жизни. Имя Сальвадор было дано мальчику не только в честь отца, но и в память о первенце семьи, умершем в октябре 1903 года, не достигнув двухлетнего возраста.

Сальвадор Дали в юности
Сальвадор Дали в юности

Сальвадор, появившись на свет спустя девять месяцев после его смерти, всегда ощущал болезненную связь со своим покойным братом.

Портрет моего покойного брата, 1963
Портрет моего покойного брата, 1963

В автобиографическом произведении Дали упоминал, что с раннего возраста ощущал себя чем-то вроде "отражения, дубликата, отсутствующего". Его сестра, Ана Мария, появившаяся на свет в 1908 году, была вторым и последним ребёнком в семье.

Портрет отца художника, 1925
Портрет отца художника, 1925

Первые шаги

Рос Сальвадор сложным ребенком, учеба в школе ему давалась тяжело. Мальчик учился сначала в католической школе, затем - в католическом колледже. Художественные способности проявились очень рано, а их развитие было доверено Рамону Пичоту, опытному художнику, оказавшему на него большое влияние. В возрасте четырнадцати лет Дали уже участвовал в своей первой выставке, которая прошла с успехом в его родном Фигерасе. В 1919 году совместно с несколькими учениками школы Дали начал выпускать любительский журнал «Studium», где опубликовал серию прекрасно написанных статей об искусстве старых европейских мастеров, а в 1921 году он поступил в Академию изящных искусств в Мадриде.

Порт Кадакес. Ночь, 1918
Порт Кадакес. Ночь, 1918

Однако академическое образование не принесло ему особой пользы - уже тогда Дали видел себя выше своих преподавателей. Тем не менее, жизнь в Мадриде оказалась для него благотворной - в студенческой Резиденции - общежитии, в стенах которого сформировалось несколько поколений испанской интеллигенции - он познакомился с Гарсиа Лоркой, Луисом Бунюэлем, Роберто Альберти, Доменико Алонсо, Мануэлем де Фальей и многими другими. Дали активно изучал творчество ведущих представителей кубизма, футуризма, пуризма - в его ранних работах ощущается воздействие различных манер и технических приемов. Около 1922 года Дали познакомился с работами дадаиста Пикабиа, на него оказал влияние декоративизм Жоржа Брака и «пуризм» Озанфана и Ле Корбюзье. Фантастическая работоспособность Дали уже тогда поражала окружающих, как и необычные причуды, суждения и картины, которые быстро стали известны всему Мадриду.

Побережье Лланер в Кадакесе, 1921
Побережье Лланер в Кадакесе, 1921
Больной мальчик (Автопортрет в Кадакесе), 1923
Больной мальчик (Автопортрет в Кадакесе), 1923
Цыган из Фигераса, 1923
Цыган из Фигераса, 1923

В 1924 году Дали был отчислен из Академии за ненадлежащее поведение. Однако через год он вернулся, но в 1926 году его постигла новая неудача – его снова исключили, на этот раз навсегда. Такое решение было прямым следствием его пренебрежительного отношения к преподавателям. На одном из экзаменов, когда ему предложили назвать трех наиболее выдающихся художников в истории, Дали ответил категорично: «Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не имеет права меня судить. Я ухожу».

Фигура у окна, 1925
Фигура у окна, 1925

К 1925 году у него за плечами уже была первая персональная выставка, состоявшаяся в барселонской галерее Далмау. Эта галерея, безусловно, считалась одной из лучших коммерческих площадок Испании. Экспозиция произвела сильное впечатление на самого Пикассо, посетившего выставку. Их личная встреча произошла лишь годом позже, когда Дали впервые посетил Париж.

Натюрморт, 1926
Натюрморт, 1926

На заре своего творчества художник не боялся экспериментировать с различными стилями, однако наибольшее влечение он испытывал к сюрреализму. Необычные и порой шокирующие образы сюрреализма как нельзя лучше соответствовали его собственной эксцентричной и эпатажной натуре.

Женщина у окна в Фигерасе, 1926
Женщина у окна в Фигерасе, 1926

В 1927 году Дали вновь посетил Париж. Именно здесь состоялась историческая встреча, которая положила начало стремительному росту всемирной популярности художника - в 1928 Хоан Миро познакомил его с Андре Бретоном. Вместе с Бретоном Дали вошел в историю живописи как идеолог сюрреализма, а в 1929 году Дали присоединился к группе сюрреалистов и быстро освоился в их среде. В том же 1928 году Сальвадор Дали, объединив усилия с Луисом Бунюэлем, участвовал в создании «Андалузского пса», картины, ставшей первым опытом сюрреалистического кино. Премьерный показ фильма в Париже не остался незамеченным широкой публикой.

Портрет Луиса Бунюэля, 1924
Портрет Луиса Бунюэля, 1924
Луис Бунюэль, Андалузский пес, 1928
Луис Бунюэль, Андалузский пес, 1928
Великий мастурбатор, 1929
Великий мастурбатор, 1929

Любовь и вдохновение

В том же 1929 году, судьба свела Дали с женщиной, предопределившей его творческий путь. Речь идет о Гале Элюар, супруге Поля Элюара, чье имя занимает почетное место в пантеоне выдающихся французских поэтов минувшего столетия.

Сальвадор и Гала Дали
Сальвадор и Гала Дали

Гала и Дали мгновенно ощутили мощное притяжение, которое стремительно переросло в страстный роман. В 1932 году Гала порвала с Элюаром. Именно она, Гала, стала главной музой и постоянным образом на полотнах Дали, сопровождавшим его на протяжении всей творческой жизни.

Портрет Гала с носорогическими признаками, 1954
Портрет Гала с носорогическими признаками, 1954

К моменту встречи с Галой, Дали проживал в Кадакесе – небольшом портовом поселении рыбаков, расположившемся на берегу Средиземного моря. В 1930-м году живописец приобрёл скромное жилище, лишённое всяческих излишеств, на краю Кадакеса – в Порт-Льигат. В дальнейшем, Дали и Гала не единожды возвращались в это место. Дали стремительно набирал известность (пусть и с оттенком скандальности), и этот успех был обусловлен не только его художественным талантом, но и мастерством эпатировать зрителей. Не следует пренебрегать и выдающимися способностями Галы, выполнявшей, по сути, обязанности менеджера Дали.

Сальвадор и Гала Дали
Сальвадор и Гала Дали
Головокружение, 1930
Головокружение, 1930

Картины «Просвещенные удовольствия» и «Мрачная игра» стали первыми по-настоящему сюрреалистическими полотнами Дали. В 1930 Дали и Бунюэль в парижской «Студии-28» приступили к съемкам второго совместного фильма «Золотой век».

Просвещённые удовольствия, 1929
Просвещённые удовольствия, 1929
Мрачная игра, 1929
Мрачная игра, 1929

В июле 1930 Дали опубликовал манифест «Тлеющий осел», он впервые попытался сформулировать свои идеи, касающиеся паранойи и двойного воображения. В декабре 1930 года вышла книга «Зримая женщина», посвященная Гала, взаимоотношения с которой вскоре привели к разрыву с его отцом. Для поддержки творчества Дали была создана группа «Зодиак», которая раз в месяц покупала одну из его картин. В 1933 года Дали опубликовал ряд статей в журналах сюрреалистов, его популярность стремительно росла.

Тлеющий осел, 1928
Тлеющий осел, 1928

Продолжение следует в следующей статье во вторник..

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: