Найти тему

Герника, Пабло Пикассо: Искусство или пропаганда?

Оглавление

Когда «Герника» появилась в павильоне Испании на парижской Всемирной выставке 1937 года, многие зрители сначала не поняли ее значения. По огромному темному холсту (примерно три метра в высоту и восемь - в ширину), освещенному как бы вспышкой молнии, мечутся люди и животные - нет, тени людей и животных.

Пабло Пикассо, Герника, 1937
Пабло Пикассо, Герника, 1937

О том, что изображено на картине, рядовой посетитель выставки мог заключить из названия. Город Герника был тогда на слуху у всех. На Пикассо сразу же посыпались упреки в том, что он создал «политический документ», что это «не искусство, а пропаганда». Сам художник вспоминал:

«Чего только не довелось мне услышать о моей "Гернике" и от друзей, и от врагов».

Впрочем, некоторые сразу и безоговорочно признали ценность полотна. Среди таковых была испанская коммунистка Долорес Ибаррури. Она говорила:

«"Герника" — страшное обвинение фашизму и Франко. Она мобилизует и поднимает на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пикассо за свою жизнь не создал ничего, кроме "Герники", его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи».

В 1937—39 годах испанские республиканцы использовали репродукции «Герники» как знамя.

Пабло Пикассо, Герника, 1937
Пабло Пикассо, Герника, 1937

Начало войны

18 июля 1936 года в Сеуте (город на территории испанского Марокко) по радио прозвучали слова: «Над всей Испанией безоблачное небо». Это был условный сигнал к мятежу, следствием которого стали трехлетняя гражданская война и приход к власти Франсиско Франко. Одновременно мятежи вспыхнули во многих гарнизонах испанских городов (в Мадриде, Гвадалахаре, Толедо, Севилье, Кадисе). События развивались стремительно. Испания оказалась погружена в хаос. Война шла везде, и никто не мог сказать, доживет он до завтра или нет. Значительную помощь оказали мятежникам итальянцы и немцы (уже через несколько дней после начала восстания Франко обратился к правительствам Италии и Германии с просьбой об оказании военной помощи).

Бой фалангистов и народной милиции в районе мадридских казарм, 30 июля 1936
Бой фалангистов и народной милиции в районе мадридских казарм, 30 июля 1936

Симпатии Пикассо были всецело на стороне республиканцев. Он резко критиковал генерала Франко, особенно после того, как «военная помощь» Италии и Германии превратилась в открытую интервенцию.

«Победить или умереть!», плакат республиканской партии, 1936
«Победить или умереть!», плакат республиканской партии, 1936

Мертвая хватка фашизма

Военные историки сходятся во мнении, что бомбить Гернику мятежникам не было никакой необходимости. Здесь находилось несколько военных объектов (в том числе, три фабрики, важный в стратегическом отношении мост). Но они в ходе бомбардировки практически не пострадали. Бомбы были сброшены на жилые кварталы. Таким образом, эта бомбежка, совершенная немецкой и итальянской авиацией, явилась просто «актом устрашения». Сотни мирных жителей (согласно подсчетам баскских историков, более трети тогдашнего населения Герники) были убиты в апрельскую ночь 1937 года ради того, чтобы сломить боевой дух республиканцев.

Руины Герники, 1937
Руины Герники, 1937

Герника, древняя столица басков, являлась для этого народа не просто городом. Это был политический и культурный центр, со священными для басков памятниками. Возникший вследствие бомбардировки пожар охватил почти весь город. Большая часть зданий была уничтожена, и оставшиеся в живых люди остались без крова. Впоследствии Гернику пришлось отстраивать заново. При этом франкисты упорно отрицали самый факт бомбежки и утверждали, что город был подожжен самими басками в рамках тактики «выжженной земли».

Ужасы ХХ века

«Гернику» нельзя считать «документом одной бомбежки» или «репортажем с фронта». Содержание этой картины гораздо шире. Обратите внимание, что Пикассо не вводит в композицию каких-либо конкретных деталей. Он говорит о смерти, о разрушении, о злой воле тех, кто повинен в смерти и разрушении, о страдании тех, кто остался в живых. Гнев и боль заставили художника взяться за кисть. И, наверное, правильнее всего было бы предположить, что Пикассо, работая над «Герникой», думал о Гернике и только о Гернике. Но, по обычаю гениев, он сказал больше, чем хотел сказать.

Пабло Пикассо при работе над «Герникой»
Пабло Пикассо при работе над «Герникой»

Значение «Герники» столь велико, а ее хаос и ужас потрясает зрителя. Как в зеркале, в «Гернике» можно увидеть самую страшную катастрофу ХХ столетия - Вторую мировую войну.

Автор

Пабло Пикассо (1881-1973) - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер, определивший характер западноевропейского и американского искусства XX века. Панно «Герника» - одно из важнейших его произведений. Картина получила широкую известность после первого показа публике.

Презентация «Герники»
Презентация «Герники»

Во-первых, это был правительственный заказ для павильона Испании на Всемирной выставке 1937 года в Париже; во-вторых, темой послужило событие, которое повергло в шок весь мир, - первая массированная бомбардировка мирного населения с воздуха во время гражданской войны. Пикассо предусмотрительно позаботился о сохранении всех эскизов.

Эскиз к «Гернике»
Эскиз к «Гернике»

Его подруга Дора Маар фотографировала все этапы работы над картиной, в ходе которой у художника часто бывали посетители, обсуждавшие с ним те или иные места будущей картины.

Один из этапов работы
Один из этапов работы

Обратившись к злободневным событиям, Пикассо продемонстрировал широкой общественности новую манеру в живописи. С помощью резких, ломаных линий, деформированных элементов угадываемого целого художник в метафорической форме изобразил варварскую бойню и разрушения. Так популярность «Герники» принесла, наконец, всемирное признание кубизму как одному из авангардных течений искусства ХХ века.

Процесс создания «Герники», фотографии Доры Маар
Процесс создания «Герники», фотографии Доры Маар

Работая над картиной, Пикассо воспользовался своим многогранным опытом не только в живописи, но и в других видах искусства: рельефность форм здесь от Пикассо-скульптора, драматизм - от театрального художника, тонкая игра светотени - от искусного гравировщика. Художник продолжил свои излюбленные темы: драматическую напряженность корриды, страсти Христовы, героические мотивы античной мифологии. Работа Пикассо гораздо шире изображения бомбардировки Герники. Это - крик души против насилия, бессмысленных страданий и смерти.

Пабло Пикассо при работе над «Герникой»
Пабло Пикассо при работе над «Герникой»

Пикассо родился и вырос в Испании. И хотя художник эмигрировал во Францию и с 1904 года жил в Париже, во время гражданской воины он активно и публично поддерживал демократическое правительство. В сентябре 1936 года он был назначен почетным директором художественного Музея Прадо, национальной гордости Испании, и начал работу над серией гравюр «Утопия и ложь Франко» - едкой сатирой на вождя испанских правых.

Он также принял заказ для павильона Испании на Всемирной выставке, но долго не приступал к работе. И только после трагических событий 26 апреля 1937 года, когда самолеты немецкой эскадрильи «Кондор» сравняли с землей город басков, уничтожив почти 6000 жителей, Пикассо создает свое произведение как гневный протест против фашизма и бесчеловечности. Картина не является реалистическим изображением последствий бомбового удара. В ней нет ничего от батальной живописи. Художник показывает агрессоров и смерть, которую они несут, через следы причиненных страданий. На заднем плане нет домов с белыми стенами и черепичными крышами, не видно и людей в их естественном обличье. На полотне изображены стилизованные, деформированные фигуры: бык, лошадь в предсмертной агонии, погибший солдат, три рыдающие женщины, скорбящая по мертвому ребенку мать, кричащая от боли птица.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Кубизм и экспрессия

Бесспорно, Пикассо удалось создать неистовый язык знаков, действующий на уровне подсознания. Причудливые образы «Герники» глухо падают вниз, как изломанные куклы. Цвета нет. Цвет всецело подчинен форме. Только резкий контраст черного, белого и серого подчеркивает драматургию картины. В этот период Пикассо был пламенным проповедником кубизма - течения, которое сам он создал и с 1907 года последовательно развивал совместно с французским художником Жоржем Браком. Этот стиль в модернизме восходит к картине Пикассо «Авиньонские девицы» (1906-1907) - первому широко известному произведению художника.

Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1906-1907
Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1906-1907

Пикассо, вдохновленный вновь открытым в Европе африканским искусством, безобразно исказил фигуры пяти уличных женщин, превратив лица в гротескные маски. В последующих работах кубистического периода художник предложил новую концепцию передачи трехмерных предметов на плоскости: пространство конструируется с помощью простейших объемных форм. Его палитра ограничивается густыми бурыми и серыми тонами, переходящими в тусклый и однообразный коллаж. Все эти стилевые характеристики кубизма присутствуют в «Гернике», но в сочетании с выразительностью линий и настойчивой перекличкой света и тени, подчеркивающей мощную драматургию картины.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Классицизм и композиция

Помимо эпатажных форм, особенностью полотна Пикассо является плоскостная передача объемов. Скорчившиеся от боли персонажи напоминают многофигурную композицию фриза. Собранные на переднем плане, они подчеркивают античную трагедийность изображаемой сцены. С одной стороны, это влияние кубизма - все работы Пикассо и Брака, начиная с 1910-1912 годов, отличались плоскостной манерой письма. Тем не менее в «Гернике» ощущается и влияние эстетических канонов классицизма, в частности рельефных скульптурных изображений, украшавших фронтоны античных зданий. Пикассо был многогранным мастером, прекрасно знал и уважал классическое искусство. Хотя художник свел картину массовых разрушений в Гернике к изображению девяти стилизованных фигур, композиция панно отличается предельной ясностью, что придает ему сугубо классический характер. Подобно фигурной композиции на плоскости фриза, персонажи «Герники» объединены в классический треугольник.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Лампа, которую держит женщина справа от головы лошади, - вершина треугольника. Нижний левый угол - рука погибшего воина, его голова и хвост лошади, образующие четкую линию. Правая грань треугольника - бегущая в отчаянии женщина, ее гипертрофированная нога - образует угол. Композиция усилена диагональю: слева от лошади столик, на котором сидит птица, и треугольник света за фигурой бегущей женщины справа. Так Пикассо передает хаос.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

По краям картины расположены два вертикальных блока: скорбящая мать, настигнутая быком, и женщина в горящем доме.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Символы и смыслы картины

Как признавал сам Пикассо, язык «Герники» символичен. Художник собрал фрагменты из ранее написанных работ и связал их с темой борьбы республиканцев на родине. Так, например, поначалу центром композиции был сжатый кулак - антифашистский символ.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Откуда взялись лошадь и бык в этой человеческой трагедии? Ответ - в реалиях испанской культуры. У Пикассо было много набросков и рисунков, посвященных теме корриды. Многие из них изображают драматический момент - бык протыкает рогами старую лошадь, выпущенную на арену, чтобы отвлечь свирепое животное перед появлением тореадоров и матадоров. Лошадь падает, приподнимая голову в агонии. В «Гернике», как объясняет художник, «лошадь символизирует человечество». Пронзенная копьем лошадь падает наземь.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Возле скорбящей матери стоит бык. И хотя животное не проявляет агрессии, оно изолировано от группы ключевых фигур. Его загадочное присутствие несет угрозу.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Христианские символы

В картине также присутствуют христианские образы. Так, скорбящую мать Пикассо сравнивают с Девой Марией над телом Христа, а изломанные лучи света лампы - с терновым венцом Спасителя.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Известно, что художник не писал на религиозные темы, исключением является полотно «Распятие» (1930), трагические образы которого напоминают «Гернику».

Пабло Пикассо, Распятие, 1930
Пабло Пикассо, Распятие, 1930

Хотя культурные и христианские аллюзии, усиливающие образность, важны для смысловой интерпретации картины, ее непреходящую ценность определяет экспрессия. Первыми в фокусе внимания оказываются искаженные мукой лица и руки, взывающие о помощи. Ломаные формы и четкие тональные контрасты - мощные символы насилия и разрушения.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Благодаря своим стилевым особенностям и популярности ее создателя «Герника» стала мощным орудием антивоенной пропаганды, увековечив тему жизни и смерти ярким языком современного искусства.

Международное признание

После закрытия Всемирной выставки в Париже «Герника» начала путешествие по свету. После показа в нескольких музеях Лондона она была отправлена в США и в связи с началом II Мировой войны надолго осталась в нью-йоркском Музее современного искусства. Еще до отправки за океан Пикассо поставил условие - «Герника» хотя бы на один день должна быть выставлена в Прадо. Однако художник был против возвращения картины для постоянной экспозиции на родину до тех пор, пока у власти пребывали фашисты. Пикассо не дожил до падения тоталитарного режима Франко.

«Герника» в Центре искусств королевы Софии
«Герника» в Центре искусств королевы Софии

В 1981 году, в самом начале процесса демократизации страны, полотно перевезли в Испанию и, после долгих дебатов, в Прадо. С 1992 года «Герника» находится в мадридском музее современного искусства - «Центре искусств королевы Софии». Картина, жемчужина коллекции, выставлена в отдельном зале вместе с эскизами великого художника.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте