Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Сегодня я продолжу разговор на такую важную тему, как развитие музыкального слуха. В одной из предыдущих публикаций я говорил о том, что такое музыкальный слух, объяснил, что он есть у каждого здорового человека и в общих чертах рассказал о том, что нужно делать, чтобы его развивать у себя, точнее - научиться им пользоваться.
Этим мы и займёмся в рамках сегодняшней публикации. Мы будем развивать собственно музыкальный слух, то есть учиться воспринимать и распознавать ступени разных гамм и ладов. Кроме того, мы будем развивать именно "гитарный" музыкальный слух.
Данная публикация адресована тем, кто делает первые шаги в освоении гитары, а также тем, кто уже имеет определённые навыки игры, но испытывает трудности при подборе мелодий и композиций на слух, а также при игре по нотам.
Что такое "гитарный слух"?
Хочу сразу пояснить: гитарный слух - это музыкальный слух, выражающийся в способности быстро ориентироваться на грифе гитары, то есть находить пальцами левой руки нужные ноты (по сути аппликатурный слух, аппликатурное мышление). Его мы с вами и будем развивать.
Учимся слышать и воспроизводить звуки нужной высоты
В первую очередь необходимо научиться различать на слух музыкальные звуки. Как известно, каждый такой звук, каждая нота имеет определённые высотно-частотные и тембральные характеристики, которые создают в нашем сознании некую ассоциацию или музыкально-эстетический образ.
Регулярная практика, а именно - прослушивание, проигрывание и пропевание (!) нот способствуют отложению этих образов в памяти, в сознании, а затем и в подсознании. Их необходимо запоминать не только по отдельности, но и во взаимодействии друг с другом. Именно поэтому начинать развитие музыкального слуха лучше всего с изучения гамм, которые, как известно, строятся по устойчивым алгоритмам - соотношениям тонов и полутонов. В рамках этих алгоритмов каждая из семи ступеней гаммы, будучи привязанной к своему музыкально-эстетическому образу, взаимодействует с другими ступенями. Вместе они формируют уже новый образ, который также откладывается в памяти по мере того, как мы проигрываем и усваиваем ту или иную гамму.
Упражнения на развитие "гитарного" слуха
1. Настройка гитары - ваше первое и очень важное упражнение на развитие слуха!
Прежде чем приступать к занятиям, убедитесь, что гитара правильно настроена. Если вы делаете первые шаги к освоению гитары, вам обязательно нужно научиться её настраивать. Каждая струна настраивается на определённую ноту, и вместе они образуют устойчивый интервальный алгоритм. Если хотя бы одна струна будет настроена неправильно, стандартные аппликатуры не будут давать нужного звучания, а значит на гитаре будет невозможно играть.
Классический испанский строй - E H(B) G D A E (от 1-й к 6-й струне), подразумевает, что интервалы между 1 и 2, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6 струнами - кварты, а между 2 и 3 струнами - большая терция. Постарайтесь запомнить звучание каждой струны и, что еще более важно - интервальное соотношение между струнами.
На начальных этапах вы можете использовать тюнер - прибор для настройки музыкальных инструментов, который оборудован сенсорным устройством, реагирующим на заданную частоту звука. Однако, не стоит пренебрегать и "традиционными" методами. Используйте ваш музыкальный слух и тем самым развивайте его.
Гитарный строй, как и любой аккорд, гамма или мелодия, также может отложиться в музыкальной памяти в форме музыкально-эстетического образа, который всегда будет помогать вам в настройке инструмента. Если вы только начинаете осваивать гитару, пусть это и будет вашим первым упражнением на развитие "гитарного" музыкального слуха!
Независимо от того, насколько развит ваш слух, обязательно проверяйте строй, используя метод 5-го лада! Он состоит в следующем:
Настройте первую струну на ноту ми 2-й октавы. Чтобы настроить 2-ю струну, прижмите её на 5-м ладу. Она должна звучать в унисон с открытой (неприжатой) 1-й струной. По мере необходимости подтягивайте или отпускайте её до тех пор, пока ноты прижатой 2-й струны и открытой 1-й не совпадут.
После этого переходим к настройке 3-й струны. Она прижимается не на 5-м, а на 4-м ладу (из-за того, что интервал между 3-й и 2-й струной не кварта, а терция).
Все остальные струны проверяются таким же образом по 5-му ладу: каждая следующая струна, прижатая на 5-м ладу (двигаемся от 1-й к 6-й), сверяется с предыдущей открытой (неприжатой).
2. Тон и полутон
В первую очередь, необходимо научиться различать на тоны и полутоны, ведь именно из них складываются созвучия, и именно из их количества и соотношения в рамках гаммы, интервала или аккорда формируются музыкально-эстетические образы, которые затем оседают в нашей памяти.
Как известно, полутон - это минимальное расстояние между двумя звуками (малая секунда). На гитаре - это две ноты, расположенные на одной струне на соседних, прилегающих друг к другу ладах. Целый тон складывается из двух полутонов. На гитаре этот интервал охватывает 2 лада на одной струне, то есть, чтобы исполнить его, нужно взять ноту, затем переместиться на 2 лада вправо или влево, таким образом повысив или понизив ноту на один тон.
Поиграйте эти и другие полутоны и тоны на разных участках грифа и постарайтесь "забить" себе в память звучание их нот и высотное соотношение между ними:
3. Запоминаем окраску ступеней гамм
Разучите варианты аппликатур натуральной мажорной гаммы. Обращайте внимание на её алгоритм (2-тона-полутон-3-тона-полутон) запоминая звучание ступеней и при этом мысленно "привязывая" музыкально-эстетический образ каждой ступени к её месту (ладу и пальцу) в аппликатуре.
Я предлагаю вам варианты гаммы в одну октаву, в которых тоника располагается на 6-й, 5-й, 4-й и 3-й струнах. Играйте примеры медленно и точно, стараясь запомнить взаимное расположение нот и пальцев в аппликатурах. Обращайте внимание на места, где ступени расположены по целым тонам и полутонам.
Аппликатуры с тоникой на 6-й и 5-й струнах струнах (играем примеры в тональности до-мажор, С), хоть и располагаются на разных участках грифа, выглядят одинаково, поскольку интервалы между 6-й, 5-й, 4-й и 3-й струной одинаковы (кварты):
Рисунки аппликатур с тоникой, расположенной на 4-й и 3-й струнах будут отличаться, поскольку интервал между 3-й и 2-й струнами не кварта, а большая терция (на полтона короче). Поэтому, "линейка" нот, расположенных на 2-й струне, смещается на 1 лад вправо относительно нот, расположенных на 3-й, 4-й, 5-й и 6-й струнах:
Обращайте внимание на это смещение во время проигрывания аппликатур. Если ваши пальцы "запоминают" расположение нот относительно друг друга и уже могут автоматически находить их, это значит, что "привязка" сформированных в вашем сознании музыкально-эстетических образов ступеней и их местоположению на грифе идёт в "штатном режиме".
Посмотрите видеосхему:
Также, из этих двух пар можно выделить "промежуточные" аппликатуры, расположенные между показанными основными вариантами (в галерее и видеосхеме выделены оранжевой рамкой):
4. Играйте устойчивые ступени гаммы и запоминайте их на грифе гитары
Также, очень полезно выделять устойчивые ступени гаммы - I-ю, III-ю и V-ю (ноты до, ми и соль). Поиграйте их отдельно, запомните их расположение относительно друг друга в рассмотренных выше вариантах аппликатур:
Посмотрим видеосхему:
Самое главное - запомните звучание каждой из устойчивых ступеней и постарайтесь уловить взаимосвязь между ними, которая будет формироваться в вашем сознании в виде музыкально-эстетического образа (учимся слышать трезвучия). Кроме того, эти ступени могут служить ориентирами, которые будут помогать вам находить остальные ступени звукоряда. Например (рис. 3), можно постараться запомнить, что нота ми (Е) 1-й октавы находится на струну ниже и на 1 лад левее ноты до (С) 1-й октавы (рис. 3). Нота фа (F) находится на струну ниже и на этом же ладу, то есть прямо под нотой до (С). Нота до (G) 1-й октавы находится на струну ниже и "через лад", а нота до (С) 2-й октавы - "через струну и через лад".
5. Играйте выученные аппликатуры в разных тональностях!
Как только вы выучите эти аппликатуры, обязательно играйте их в других тональностях! На гитаре, чтобы транспонировать какую-либо гамму, мелодию или аккордовую последовательность в другую тональность, её достаточно переместить вдоль грифа на нужный интервал, при этом взаимное расположение ступеней останется неизменным.
Для музыканта очень важно уметь переносить и строить гаммы, мелодии и аккордовые модели в различных тональностях. Играйте показанные аппликатуры, двигаясь по полутонам вверх. Вы заметите, что их формы и образы сохраняются, при этом они как бы окрашиваются в разные цвета.
Транспонирование музыкальных элементов в другие тональности очень помогает развивать относительный музыкальный слух (это важно и для тех, кто обладает абсолютным слухом!) и способствует быстрому освоению грифа гитары.
Заключение
Итак, сегодня мы с вами учились слышать ступени натуральной мажорной гаммы, запоминали их расположение на грифе гитары в рамках основных аппликатур и выстраивали взаимосвязи между аппликатурными формами и формируемыми в сознании музыкально-эстетическими образами ступеней и их последовательностей.
Если вам удалось усвоить материал, то есть вы научились распознавать ступени мажорной гаммы, вы можете попробовать проделать то же самое с натуральной, гармонической и мелодической минорной гаммами, а также гармонической и мелодической мажорными гаммами.
В следующих публикациях мы продолжим развивать "гитарный" слух путём освоения интервалов и аккордовых шкал, построенных на ступенях звукорядов.
Продолжение следует