Все этапы коррекции СЕНСОРНОЙ алалии по уровням общего недоразвития речи (ОНР).
Так как практически у всех детей с сенсорной алалии присутствует компонент моторной алалии, то со второго уровя ОНР начинается одновременная работа с планом по коррекции моторной алалии.
Если начать работу своевременно, в 2–3 года, то программа по моторной алалии осваивается в 3–5 раз быстрее, чем у детей только с моторной алалией. Однако, если приступить к занятиям в 3–4 года, такого ускорения уже не наблюдается. Именно поэтому в этом возрасте редко ставят диагноз «сенсорная алалия» отдельно — чаще используют термин «сенсомоторная алалия», подразумевая необходимость работы сразу в двух направлениях.
✅ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ОНР-1
НАШ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Этап 1. Развитие понимания речи и когнитивных навыков у детей с сенсорной алалией
Развитие восприятия вербальной речи.
- Формирование реакции на указательный жест, освоение команды «покажи».
- Расширение словарного запаса: знакомство с названиями бытовых предметов, игрушек, животных.
- Определение интересов и предпочтений ребенка для эффективного обучения.
- Закрепление понимания базовых глаголов в повелительном наклонении: «садись», «стой», «иди».
Коррекция поведения и развитие психических функций
- Развитие навыков манипулятивной деятельности через совместные игры с предметами.
- Формирование подражательных действий: выполнение инструкции «сделай как я».
- Укрепление межполушарных связей посредством двигательной активности.
- Развитие мелкой моторики через лепку из пластилина или теста.
- Работа с лабиринтами, пазлами, разрезными картинками для тренировки логического мышления.
- Ознакомление с понятиями «одинаковый», «такой же», «другой».
Обучение родителей
- Особенности детей с сенсорной алалией в восприятии, внимании и поведении.
- Организация занятий: режим, подготовка рабочего пространства.
- Развитие мышления: восприятие предметных и графических изображений.
- Улучшение моторики: упражнения для крупной и мелкой моторики, зарядка, логоритмика.
- Значение поощрения в процессе обучения.
- Связь между словами и предметами, словами и действиями. Использование мимики, интонации и жестов как источников информации.
Этап 2. Развитие понимания и речи у ребенка
Развитие понимания речи
- Увеличение пассивного словарного запаса: знакомство с названиями животных, игрушек, одежды, посуды и других бытовых предметов.
- Освоение новых глаголов: «открой», «включи», «надень», «сними», «бросай», «лови».
- Формирование понимания вопроса «Что это?» и развитие вербального ответа.
- Закрепление понимания отрицания.
- Развитие восприятия альтернативных вопросов «или-или».
- Освоение понимания вопроса «Что делает?» и дифференциации между вопросами «Что это?» и «Что делает?».
Формирование произносительных навыков
- Стимулирование звукоподражаний и первых слов (эхолалия).
- Закрепление жеста и слова «НЕТ» на собственных действиях и объектах.
- Поощрение ответов на вопрос «Что это?» с использованием слов.
- Отработка точных ответов в конструкции «или-или».
- Формирование навыка отвечать глаголом на вопрос «Что делает?».
- Обучение четкому вербальному различению вопросов «Что это?» и «Что делает?».
Развитие высших психических функций
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Осознание многозначности слов (одно слово может обозначать целую группу предметов с общими характеристиками).
- Улучшение моторики и точности движений пальцев.
- Развитие навыка соотнесения цветов (можно без использования слов).
Этап 3. Развитие понимания речи и навыков коммуникации
Развитие понимания речи
- Различение вопросов: «Что это?», «Что делает?» и «Опиши, что изображено на картинке».
- Освоение понятий «один» и «много».
- Понимание разницы между единственным и множественным числом существительных через грамматические окончания.
- Освоение множественного числа глаголов на основе грамматических признаков.
- Развитие восприятия различных форм одного слова (склонения, падежные окончания).
- Формирование понимания вопроса «Где?» и представления о расположении предметов в пространстве.
- Ознакомление с тремя основными цветами, противопоставление понятий «большой – маленький».
- Осознание субъектно-объектных отношений в предложениях с прямым дополнением.
- Способность распознавать знакомые вопросы, даже если они сформулированы по-другому.
Формирование произносительных навыков
- Закрепление навыка составления двухсловных фраз с глаголом в третьем лице (например, при описании изображений).
- Формирование фраз-просьб с использованием обращения и повелительного наклонения глаголов.
- Обучение обозначению местоположения предметов с применением предложного падежа (предлоги «на» и «под»).
- Развитие способности различать предлоги «на» и «под» в речи и на практике.
- Постепенное усложнение фраз – формирование предложений из 3 и более слов.
- Освоение конструкции «Я хочу + предмет/действие» с использованием винительного падежа.
- Тренировка четкости произношения слов, работа над слоговой и звуковой структурой речи.
Развитие высших психических функций
- Ориентирование в пространстве: понимание понятий «верх», «низ», «впереди», «сзади».
- Ознакомление с базовыми математическими представлениями.
- Развитие внимания и логики через игры на поиск отличий и обнаружение отсутствующих предметов.
- Формирование аналитических способностей: сравнение предметов, выделение их деталей.
- Развитие навыков рисования по образцу и из воображения.
✅ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ОНР-2
НАШ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Этап 4. Развитие понимания речи и мышления
Развитие понимания речи
- Освоение падежных вопросов: нет кого?, дам кому?, делает чем?, думает о ком, о чем?
- Формирование понятий «качество» и «свойство» предмета. Развитие понимания вопроса Какой?
- Четкое понимание вопросов: Хочешь?, Можешь?, Будешь?
- Различение противоположностей, схожести и отличий: наоборот, такой же, одинаковый, отличается.
- Обобщение и классификация предметов по категориям.
- Развитие понимания лица глагола (я, ты, он).
- Освоение единственного и множественного числа глаголов.
Формирование произносительных навыков
- Формирование навыков использования фраз с дополнениями в косвенных падежах.
- Освоение конструкций с модальными глаголами: Я хочу…, Я буду…
- Запоминание и использование антонимов.
- Первые попытки описания предметов (по цвету, форме, размеру) через ответ на вопрос Какой?
- Ведение диалога: перестроение вопросов от второго лица в ответ от первого лица, трансформация фраз от третьего лица в первую.
- Расширение словарного запаса по тематическим категориям:
Домашние животные
Дикие животные
Одежда
Посуда
Мебель
Фрукты
Овощи - Освоение рода существительных: он мой, она моя.
- Замена названия предмета местоимением (учет рода – он, она).
- Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Развитие высших психических функций
- Различение характеристик:
Цвет
Форма
Размер
Вкус - Развитие слухового восприятия без опоры на зрительный образ.
- Рисование предметов по памяти, по описанию, по названию.
- Сравнение животных, птиц, насекомых по внешним признакам.
- Ориентация в пространстве: впереди – сзади, слева – справа, на себе и в окружающем пространстве.
- Развитие логического мышления: упражнение «Четвёртый лишний».
✅ СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ ОНР-3 и 4
НАШ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Этап 5. Развитие понимания речи и расширение языковых навыков
Развитие понимания речи
- Освоение вопросов: Куда? Откуда? Зачем? Почему?
- Понимание грамматических конструкций с предлогами за и перед.
- Развитие восприятия глаголов в прошедшем и будущем времени, а также различение их вида (совершенный/несовершенный).
- Освоение рода глаголов в прошедшем времени.
- Развитие понимания приставочных глаголов и тонкостей их значений.
- Различение взаимосвязанных антонимичных предлогов: на – с, в – из, под – из-под, за – из-за.
- Различение сходных по звучанию предлогов: по – под, на – над.
- Освоение предлогов между, вокруг, около, рядом с, через.
- Понимание связи между родственными (однокоренными) словами.
Формирование произносительных навыков
- Усложнение структуры высказываний: увеличение длины фраз, точное выражение мысли через дополнения и обстоятельства.
- Освоение всех возможных предложных конструкций.
- Использование логико-грамматических конструкций, передающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения.
- Составление рассказов-повествований:
Описание последовательности действий (например, приготовление блюда: сначала, потом, в конце).
Описание распорядка дня (сначала – потом). - Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
- Освоение словообразования:
Названия детёнышей животных, их самок и множественного числа.
Образование притяжательных прилагательных (для обозначения принадлежности людям и животным).
Образование относительных прилагательных (по материалу предмета). - Согласование числительных с существительными (1, 2, 5 предметов).
- Развитие навыков пересказа.
- Коррекция звукопроизношения при необходимости.
Развитие высших психических функций
- Освоение категории времени: было – будет.
- Формирование представлений о временах года, природных явлениях, сезонной одежде и сезонных занятиях людей.
- Развитие восприятия дней недели, формирования личного расписания и понимания «своего» времени.
- Развитие воображения: прогнозирование последствий событий (Что будет потом? Что произойдёт, если…?).
- Развитие сенсорного восприятия: осязание, обоняние, вкус, свойства предметов.
- Развитие внимания (зрительного и слухового) и памяти.
- Распознавание предметов по их частям.
- Освоение эмоциональной сферы: распознавание и называние собственных и чужих эмоций.
- Понимание границ дозволенного (можно – нельзя), формирование социально приемлемого поведения.