Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Арка-портал в историю Иркутского завода тяжёлого машиностроения, раскрытую через личности

Иркутский завод тяжёлого машиностроения (ИЗТМ) — отечественное машиностроительное предприятие, основанное в 1907 году. Следы этого первенца машиностроения Сибири можно найти в разных уголках Иркутска.

Я, например, нашла в Иркутск-Сити сквер с полувековыми деревьями, посаженными работниками ИЗТМ, и памятники 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

И даже на перилах моста 👇

Мост рядом с Ушаковским рынком. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Мост рядом с Ушаковским рынком. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Специализация завода: производство драг для золотодобывающей промышленности, а также оборудования для разработки рудных месторождений золота, для цветной и чёрной металлургии. Некоторые виды продукции: сталевозы, шлаковозы, чугуновозы, дробильно-размольное оборудование и другие. 

Некоторые факты из истории завода:

  • В 1941 году с началом Великой Отечественной войны ИЗТМ перешёл на выпуск военной продукции.
  • В 1945 году указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
  • В 1968 году завод разработал крупнейшую в мире речную черпаковую драгу для золотодобычи.
  • На технике ИЗТМ работают такие крупные предприятия, как Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, «Северсталь».

Сегодня напишу о самом художественном следе ИЗТМ. Вот такая монументальная роспись «ИЗТМ. История в лицах» украшает арку дома № 32/1 на улице Карла Маркса в Иркутске.  

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Её авторы: выпускники кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Анастасия Ижганайтене, Сергей Пнёв и Михаил Бородачёв.  

Инициаторами проекта стали потомки рабочих Иркутского завода тяжёлого машиностроения (ИЗТМ), которые жили в этом доме.  

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Главным героем росписи является иркутянин Владимир Потравко, чьё детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Будучи совсем юным, он выполнял на заводе по три нормы.

Потравко работал на ИЗТМ бригадиром, мастером, секретарём комсомольской организации, вышел на пенсию в должности начальника цеха. Он жил как раз в том доме, где как раз создали арку ИЗТМ. В основу рисунков легли фотографии Владимира Потравко, которые можно найти в Музее истории Иркутска.

Фото из архива Музея истории города Иркутска
Фото из архива Музея истории города Иркутска
Фото из архива Музея истории города Иркутска
Фото из архива Музея истории города Иркутска

А ещё о Потравко упоминается в фильме «Подвиг детей войны» из иркутского цикла «Тыловики», посвящённого подвигам юных героев Великой Отечественной войны. По сюжету школьник из Иркутска начал работать в 15 лет, по распределению попал на завод тяжёлого машиностроения им. В. В. Куйбышева, где трудился по 12 часов в день и за время войны изготовил более 4000 минометов. 

Всего же Владимир посвятил ИЗТМ 45 лет жизни. 

В этой статье о детях войны – работниках завода 👇

«Прошу выдать валенки…»

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Другие сюжеты арт-объекта также связаны с историей ИЗТМ. На рисунках присутствует образ иркутского предпринимателя Ханева, в дореволюционный период владевшего чугунолитейным заводом.

В 1912 году предприятие Ханева объединилось с обозными мастерскими, которые обслуживали царскую армию во время русско-японской войны. Впоследствии эта промплощадка стала прообразом ИЗТМ. 

Ещё среди изображённых героев — советский учёный Саул Черняк.  

Саул Самуилович Черняк. Фото с сайта ИрГУПС.
Саул Самуилович Черняк. Фото с сайта ИрГУПС.

Саул Самуилович Черняк (1926, Курск) — учёный-металловед, доктор технических наук, профессор кафедры «Технология ремонта и транспортных систем и материаловедения», первый ректор ИрГУПС, действительный член-корреспондент (академик) Российской академии транспорта. 

Некоторые факты из биографии:

  • Окончил Иркутский авиационный техникум (1946), затем Иркутский горно-металлургический институт по специальности «Металловедение и термическая обработка» (1953). 
  • Трудился шлифовальщиком, помощником мастера, технологом, начальником центральной лаборатории на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения имени В. В. Куйбышева. 
  • Преподавал в Иркутском авиационном техникуме, в Иркутском политехническом институте. 
  • В 1980 возглавил кафедру технологии металлов и материаловедения Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне — ИрГУПС). 
  • С 1969 работал над проблемой износостойких сталей для Сибири и Крайнего Севера, повышением долговечности работы оборудования в суровых климатических условиях. 
  • Автор более 200 научных работ, в том числе нескольких монографий. 
  • Имеет патенты на изобретения. 
  • Биографическим центром США включён в книгу «Кто есть кто в мире». 
Стремительный взлёт творческой активности Саула Самуиловича пришёлся на годы работы в центральной заводской лаборатории Иркутского машиностроительного завода. Именно тогда в обиход куйбышевцев вошло понятие «время до и после Черняка». Центральная заводская стала сердцевиной внедрения и разработки новейших технологий на предприятии союзного значения. В 60-х сpеди металлуpгов, ученых и пpактиков, pазвеpнулась боpьба за улучшение свойств стали и снижение её себестоимости за счет введения в металл pазличных химических элементов. В эту гонку зарубился и Черняк. После многочисленных экспериментов он делает ставку на бор и барий. А где их взять в промышленных масштабах? Стал обращаться к коллегам, объездил полстраны, побывал на многих машиностроительных гигантах в поисках этих редкоземельных металлов, и везде получал один ответ: «Забудь о них, это элементы оборонного значения». Другие бы давно сломались, но не он. Тем более, что на заводе было много брака из-за того, что партии поковок из хромистых и хромоникелевых сталей под ударами молота пронизывались трещинами. Эту проблему надо было срочно решать. И тогда он решился на солевую обработку жидкой стали. В качестве добавок новатор стал использовать общедоступные соли бария и бора – буру и хлористый барий. Эффект превзошёл все ожидания!

(Отрывок из статьи канала ZAVODFOTO.RU)

Властелин стали, человек больших знаний и опыта, учёный и педагог, мастодонт университетской науки с мировым именем. Саул Черняк – настолько яркая личность своего времени, что о нём можно читать и читать. Мне понравилась статья на сайте ИрГУПС, интересно было и фото посмотреть.

Черняк Саул Самуилович | ИрГУПС

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Роспись «ИЗТМ: история в лицах» наносили в течение двух недель, художники использовали фасадные акриловые краски. 

Ниже видеообзор этой красивой концептуальной арки 👇

Спасибо жителям дома 32/1 на улице Карла Маркса и талантливым художникам Анастасии Ижганайтене, Сергею Пнёву и Михаилу Бородачёву за идею и её красивое воплощение!

С сайта mk.ru  
С сайта mk.ru