Слишком мало хотя бы относительно позитивных слов и текстов для российского уха приходит из дальнего зарубежья по поводу украинской проблемы и более, чем драматичной ситуации вокруг него. Поэтому в информ пространстве последнего дня стало настоящим событием публикация в личном твиттере американским миллиардером Илоном Маском в нескольких предложениях плана по урегулированию украинской проблемы. Ещё больше и по разному мировую читающую общественность, удивило то, что Маск в нём признал Крым... российским.
Прочитав об этом событии, и ожидаемую на него реакцию украинской стороны (совсем недипломатичные матюги экс-посла Андрея Мельника) и позитивно-сдержанный отклики преемника Жириновского по ЛДПР Леонида Слуцкого, и известного «державника» Дмитрия Рогозина, ваш покорный слуга, образованный обыватель задумался над двумя вопросами.
Зачем это нужно Илону Маску и, что он этим хотел сказать?
Илон Маск — 51-летний владелец высокотехнологичного бизнеса, контролирует состояние, по оценкам достигающее 200 млрд долларов. Периодически то он, то дышащий ему в затылок основатель Amazon Джефф Безос провозглашаются самыми богатыми на планете.
Человек самодостаточный, и хорошо раскрученный именно в своей сфере деятельности.
Но есть такое русское слово «пиар». Его задачей, помимо прочего, является постоянное поддержание личности или компании в фокусе общественного внимания. Один из действенных способов для достижения результата в этом – проявить себя в информпространстве с неожиданной, ранее неизвестной для общества стороны.
Видимо эту цель и преследовал для себя Илон Маск, точнее его пиар- офис. Вряд ли это заявка на то, чтобы стать политиком, как это сделал другой американский миллиардер - Дональд Трамп. Это Маску просто не нужно.
Хотя нельзя сказать, что глава «Теслы» совсем не участвует в политике. Он поддерживал Трампа и даже входил в команду его политических консультантов.
Маск покинул её после того, как Трамп объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату. И вполне может быть, что этим своим «твиттер-демаршем» Маск демонстрирует свою позицию нынешней «демократической» администрации Байдена по одному из ключевых для США политических вопросов. Причем, позиция явно в пику нынешней команде Белого дома.
Что хотел сказать Маск?
То же , что скажет любой рациональный «деловой человек» (как по критерию профессии, так и с точки зрения ментальности) глядя на то, что назовём пока «российско-украинским –противостоянием»...
Как любой такого рода конфликт, нынешний российско-украинский в основе своей имеет экономические предпосылки и совершенно определенные бизнес интересы. Однако из-за политики и действий обеих сторон конфликт этот похоже превращается в битву ради самой битвы. В тоннеле, света в конце которого нет, и пока не предвидится. За то уже всем очевидно, как он влияет на экономику и бизнес (а также и общество) не только в России, но и в Европе, да и за ее пределами. И влияние это, мягко говоря, негативное.
Богатейший человек планеты подает недвусмысленный сигнал - этот конфликт на взгляд собирательного «международного бизнесмена» нуждается в срочном разрешении. Иначе всемирные денежки, большие и не очень, тю-тю... Плакали-с...
Маск видит разрешение конфликта в демилитаризованном и нейтральном статусе Украины, признании Крыма российским и проведение референдума на проблемных территориях под полноценным международным контролем, желательно со стороны ООН. И он во-многом прав, в том числе с точки зрения логики и практики международного права.
УССР, в рамках границ которой и образовалась независимая Украина, стала в 1945 году полноценным субъектом международного права. Это произошло после того, как Советская Украина вместе с Белоруссией вступили тогда в ООН наравне с СССР, как отдельные государства-члены. В момент вступления УССР в ООН в её границах не было Крыма. Он вошел в них позднее, в 1954 году, волюнтаристским жестом Хрущева, как «подарок» к 500-летию воссоединения Украины и России.
Поэтому, хотя и несколько двусмысленные, но международно-правовые тенденции для вхождения Крыма в РФ имеются. Всем также были известны активные «россиебежные» тенденции в Крыму, в том числе и в годы независимой Украины.
С Донбассом сложнее. Но и там имели место выражения политической воли местного гражданского сообщества и реакция на них официального Киева. Поэтому было также понятно с нашей "обывательской" точки зрения, когда была признана независимость Донбасса. Была и по своему понятно «спецоперация по их защите».
Но совершенно было непонятно, когда защита Донбасса перенеслась на расстояние от него на многие сотни километров. Стало непонятно почему вдруг в пожарном порядке решили провести референдум о вхождении в РФ не только республик Донбасса, но и занятых Россией больших частях Херсонской и Запорожской областей.
Не только политикам и политическим экспертам — ёжику понятно, что полноценного народного волеизъявления в условиях продолжающегося и даже обострившегося в последнее время военного конфликта быть не может, по определению. Также никак не указывает на свободное самоопределение то, что в Херсонской и Запорожской областях нет никакой реально местной власти, а действуют российские «военно-гражданские» администрации.
Автор этих строк уже писал (в том числе и в данном медиаканале), что поспешное проведение подобного референдума только усугубит военные и международно-политические проблемы России. И первые дни после референдума это подтверждают текущей политической информацией из-за рубежа. Похоже, что результаты голосования за вхождения РФ не спешат признавать даже страны, считающиеся союзниками Москвы.
Как и Илон Маск (несмотря на несколько различный уровень финансовой состоятельности) ваш покорный слуга, образованный обыватель, выступает за проведение полноценного с правовой и политической точки зрения рефрендума, под дееспособным и полномочным международным контролем.
На прошедших же референдумах в качестве «иностранных наблюдателей» нам показали гостей нашей Родины, никого, кроме самих себя не представляющих.
А ведь такой референдум — единственная возможность разрешить сложившуюся уже даже не драматическую, а трагическую ситуацию. Единственная альтернатива сначала замирению, а потом проведению полноценного референдума – война до победы! Чьей, правда. Совсем не ясно. Но ясно то, что победа будет с большой кровью и жертвами.
Не только человеческими.
Автор: Валерий Емельянов, образованный обыватель, читатель медиа-канала «Хакнем»