Я поначалу даже не хотел об этом писать, ибо словосочетание БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ всем вам знакомо ещё со школы и обозначает беспорядочное перемещение микроскопических видимых взвешенных частиц твёрдого вещества в жидкости или газе.
Но потом я подумал, что вам (да и нам тоже) обо всём этом говорили на уроках физики, и мы все, скорее всего, уверовали, что тот самый Броун - это физик. А на самом деле...
На самом деле, он был ботаником. И однажды, когда рассматривал в микроскоп каплю воды со взвешенной в ней пыльцой, обратил внимание на то, что пылинки эти беспорядочно перемещаются, как будто их кто-то со всех сторон подталкивает. Как потом оказалось, это всё благодаря хаотичному движению атомов или молекул жидкости, которые обладают достаточной энергией, чтобы воздействовать на пылинки, заставляя их бегать по непредсказуемым траекториям.
Но вряд ли какой учитель физики или любой другой учитель говорил вам, что с именем того самого Броуна (или - Брауна) связан ещё один весьма любопытный эпоним - БРОУНОВСКИЙ ШУМ. А если бы он даже это и сказал, то - ошибся бы.
Небольшое лирическое отступление. Физики - люди хоть и чуть менее странные, чем математики, но и они не лишены чувства прекрасного. Они, например, могли дать кваркам такие необычные названия как "верхний", "нижний", "очарованный", "странный", "истинный" и "красивый", причём указав, что это всё - их "ароматы".
Неудивительно, что физики взяли такое явление как шум (беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры) и сказали, что шумов, на самом деле, много, все они отличаются по своим характеристикам, и у каждого из них есть своё собственное название - белый шум, розовый, коричневый, синий, фиолетовый, серый, оранжевый, красный и зелёный.
Николай Некрасов, конечно же, имел в виду совсем другое, когда писал: "Идёт-гудёт Зеленый Шум. Зеленый Шум, весенний шум!"
Но я-то хочу вас спросить не об этом, а вот о чём: как вы думаете, какое отношение ботаник Броун имеет ко всем этим шумам? И конкретно вот к этому шуму:
Правильно, весьма и весьма посредственное. Именно потому, что он, повторяю, не был ни разу физиком. А "коричневым" этот шум назвали потому, что по английски Brown переводится как "коричневый".
Впрочем, есть ещё одна притянутость за уши: считается, что коричневый шум, якобы, является звуком, производимым БРОУНОВСКИМ ДВИЖЕНИЕМ молекул, если это движение трансформировать в звуковые волны. Что всё-таки возвращает нас в русло логики "явление - эпоним".
Шум этого цвета характеризуется приятным глубоким звуком, сравнимым с монотонным рокотом водопада или отдаленными раскатами грома. Кто-то считает, что под него приятно засыпать (неслучайно ролик, который я вставил выше, длится 8 часов). Однако это на любителя, потому что под другие цвета, как мне кажется, засыпать куда приятнее. Впрочем, попробуйте сами.
Роберт Броун, он же Браун (21 декабря 1773 - 10 июня 1858) британский ботаник, морфолог, систематик растений. Член Лондонского королевского общества, иностранный член Парижской академии наук, почётный член Петербургской академии наук.
Учился в Эдинбургском университете. Затем поступил на военную службу в Северный полк шотландской милиции - прапорщиком и помощником хирурга. Однако это ничуть не помешало ему собирать местные растения и изучать ботанику.
Затем была экспедиция для исследования берегов Австралии, Тасмании и островов Бассова пролива, из которой Броун вернулся, собрав около 4000 видов растений, множество птиц и минералов. Всё это добро он потом несколько лет разгребал и систематизировал, после чего издал книгу, которую считают образцовой работой по географии растений.
Роберт Броун заведовал Линнеевской библиотекой, был библиотекарем и хранителем ботанического отделения Британского музея. Благодаря этим собраниям и библиотеке и той массе растений различнейших стран, какой он всегда был окружён, Броун был лучшим знатоком растений.
Он много сделал для систематики растений - стремился к возможно большей простоте как в классификации, так и в терминологии, избегал всяких ненужных нововведений; исправил очень много определений старых и установил много новых семейств; разделил покрытосеменные и голосеменные растения.
Но, мне кажется, ему было бы обидно, узнай он сейчас, что его именем назван какой-то шум, причём назван просто в силу схожести его фамилии с коричневым цветом.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!