Под лежачий камень вода не течёт
Каждый человек обладает своей мерой активности. Есть гиперактивные люди с шилом в одном месте. Такие создают проблемы себе и окружающим. Гораздо больше людей пассивных, этаких мешков, которые шевелятся только по воле обстоятельств. Но каким бы ни был родитель, он, конечно, заинтересован в том, чтобы его ребёнок вырос активным, то есть способным проявлять инициативу, обладающим решимостью к действию и умеющим самостоятельно ставить цели и работать над их достижением.
Психология поможет нам понять, как воспитать активную личность.
Для этого рассмотрим один из важнейших принципов общей психологии: принцип единства сознания и деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности
Когда мы говорим об активности человека, мы имеем в виду качество его сознания. Когда мы говорим о воспитании, мы имеем в виду формирование сознания. Соответственно, разное воспитание способствует формированию сознания разного качества.
Как сформировать у ребёнка такое сознание, которое бы определяло его активный характер?
Принцип единства сознания и деятельности утверждает, что сознание формируется через деятельность, а характер деятельности определяется качеством сознания.
Другими словами, активный человек в любых условиях будет занимать активную позицию, а необходимость занять активную позицию способствует формированию активного человека.
Можем ли мы, опираясь на этот принцип, создать какие-то педагогические приёмы, направленные на воспитание активной личности?
Два совета родителям, желающим воспитать в ребёнке активную личность
Хотелось бы избежать банальностей, но я не могу пройти мимо главного: активный родитель - лучший пример для подражания ребёнку. Важно понять, что активность никак не связана с экстравертностью. Ребёнок может расти ярко выраженным интровертом, но при этом занимать активную позицию по отношению к внешнему миру. Ключевую роль в выборе этой позиции играет позиция родителей.
Совет первый: всегда при деле
Мой отец терпеть не мог, когда видел меня или брата, страдающих от безделья. Став отцом, я понял почему: безделье - это самый эффективный инструмент разрушения сознания. Безделье создаёт дебилов. Родительский инстинкт подталкивает пап и мам к тому, чтобы они стремились занять своих детей хоть чем-то - не важно чем, лишь бы те не слонялись со скучающим выражением лиц.
В этом плане гаджеты - очень плохой способ времяпрепровождения, который смело можно приравнять к психической пассивности. Тупое потребление информации переводит мозг в состояние ментальной пассивности, где не требуется ни целеполагание, ни мотивация.
Отсюда вывод: дети постоянно должны быть чем-то заняты. Позаботьтесь о распорядке дня, желательно максимально разнообразном.
Совет второй: деятельность
Деятельность - это не просто действия, это действия сознательные, то есть преследующие определённую цель. Важно, чтобы в жизни ребёнка были такие виды деятельности, которые он сам подчиняет каким-то долгосрочным целям.
Пример. Ребёнок ходит на борьбу. Просто ходить на борьбу можно, но это будет более способствовать развитию тела, чем развитию сознания. А вот если эти занятия сделать осознанными: помочь ребёнку в их рамках обозначить долгосрочные цели, помочь разработать план их достижения и регулярно сверять свои текущие действия с этим планом, то тогда мы включаем своё дитя в сознательную деятельность, которая есть самый эффективный способ формирования активного сознания.
И, конечно, важно, чтобы у ребёнка был максимум свободы выбора в том, чем ему заниматься. Важно поддержать любую инициативу. Чтобы ребёнок понял: инициатива - это уже хорошо само по себе.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#активность #педагогика #психология #мышление #воспитание #образование #дети #семья #отношения #мотивация