Найти тему

ЗИЛ-112С. В СССР их было только 2 экземпляра. Один давно прописался в Риге, а другой вернулся потрёпанным в Россию, погуляв по заграницам

Есть в моей коллекции календарик на 1987 г. с рисунком спортивного автомобиля для кольцевых гонок ЗИЛ-112С. Календарик выпущен в Риге издательством «Авотс» в 1986 г.

Что же связывает столицу Латвии и ЗИЛ-112С? На календаре изображён ЗИЛ-112С шасси №2 – один из двух автомобилей, переданных в конце 1970-х гг. из спортивной лаборатории ЗИЛа рижскому клубу антикварных автомобилей (ААК). С 1989 г. этот автомобиль экспонируется в Рижском Мотормузее (Rigas Motormuzejs). Позже его перекрасили в белый цвет.

Экспонат Рижского мотормузея ЗИЛ-112С шасси №2. Источник https://auto-daily.livejournal.com/1291356.html.
Экспонат Рижского мотормузея ЗИЛ-112С шасси №2. Источник https://auto-daily.livejournal.com/1291356.html.

Мотормузей является «советским наследием», так как создавался ещё в 1986-1989 гг. Когда Мотормузея ещё не существовало, а ЗИЛ-112С принадлежал ААК, время от времени он выезжал на различные автопробеги.

ЗИЛ-112С шасси №2. 1986 г. Источник https://aak.lv/ foto-latvijas-aak-rikotais-salidojums-riga-88″/.
ЗИЛ-112С шасси №2. 1986 г. Источник https://aak.lv/ foto-latvijas-aak-rikotais-salidojums-riga-88″/.

Изначально ЗИЛ-112С был бело-голубым (традиционная окраска заводской команды ЗИЛ), но в ААК его перекрасили в ярко-красный цвет. Почему красный? Возможно потому, что ЗИЛ-112С внешне напоминает Ferrari 250 Testa Rossa.

Ferrari 250 Testa Rossa,1957 г. Источник https://www.classicdriver.com/en/article/cars/tom-hartley-sells-1957-ferrari-testa-rossa-world-record-price.
Ferrari 250 Testa Rossa,1957 г. Источник https://www.classicdriver.com/en/article/cars/tom-hartley-sells-1957-ferrari-testa-rossa-world-record-price.

А где же ЗИЛ-112С шасси №1? Но, об этом позже. Пока о самой модели. В лаборатории спортивных автомобилей ЗИЛа, под руководством Сергея Васильевича Глазунова над созданием спортивных машин работали Василий Федорович Родионов (один из ведущих конструкторов ЗИС-110, впоследствии главный конструктор Отдела легковых автомобилей ЗИЛа, ведущий конструктор ЗИЛ-111Г, ЗИЛ-114/117) и Валентин Николаевич Ростков (создатель экстерьера ЗИС-Спорт, ведущий художник ЗИС-110). Последним творением лаборатории и гордостью отечественного автомобилестроения стали два спортивных автомобиля ЗИЛ-112С.

Два ЗИЛ-112С. Источник https://cont.ws/@lapsha71/494108.
Два ЗИЛ-112С. Источник https://cont.ws/@lapsha71/494108.

Работа над проектом началась в 1957 г., а первый ЗИЛ-112С был построен в 1961 г. Осенью этого же года он впервые принял участие в гонках.

В моей коллекции есть советский значок из серии «Из истории советского автомобильного спорта», на котором изображён именно первый ЗИЛ-112С. Вот только почему на значке указан 1960 г., я так и не понял.

На ЗИЛ-112С был установлен двигатель ЗИЛ-111 мощностью 250 л.с. (с 1964 г. – ГАЗ-13). Двухместный кузов из стеклопластика был оригинальным. Сцепление и КПП без изменений позаимствовали у ЗИС-110. Карданный вал и его шарниры взяли серийные от ЗИЛ-111, а задний мост выполнили по схеме «Де Диона», хорошо зарекомендовавшей себя на зарубежных спортивных моделях. Передняя подвеска и рулевое управление были от «Победы». В основе тормозной системы были детали ЗИЛ-111.

ЗИЛ-112С шасси №1 на дороге общего пользования (на машине стоит обычный регистрационный знак «мо 60-60»). 1961 г. Источник https://dar-web.ru/st_zil112s_adaptiv.php.
ЗИЛ-112С шасси №1 на дороге общего пользования (на машине стоит обычный регистрационный знак «мо 60-60»). 1961 г. Источник https://dar-web.ru/st_zil112s_adaptiv.php.
ЗИЛ-112С шасси №1. 1961 г. Иллюстрация из журнала «Автолегенды СССР» №119 2013 г.
ЗИЛ-112С шасси №1. 1961 г. Иллюстрация из журнала «Автолегенды СССР» №119 2013 г.

В 1962 г. зиловцы попытались установить всесоюзный рекорд скорости на высохшем соляном озере Нижний Баскунчак в Астраханской области. Для этого заезда был создан из стеклопластика специальный рекордно-гоночный кузов, который планировали установить на шасси №2 ЗИЛ-112С, но из-за задержки его постройки приняли решение использовать шасси №1.

Автомобиль ЗИЛ-112С, подготовленный для рекордных заездов на озере Баскунчак.1962 г. Источник https://www.pravda-tv.ru/2017/01/07/275776/po-sledam-sovetskix-ferrari-gonochnye-zis-i-zil.
Автомобиль ЗИЛ-112С, подготовленный для рекордных заездов на озере Баскунчак.1962 г. Источник https://www.pravda-tv.ru/2017/01/07/275776/po-sledam-sovetskix-ferrari-gonochnye-zis-i-zil.

Но из-за дождей развить скорость выше 236,2 км/ч развить не удалось. После возвращения в Москву рекордно-гоночный кузов был снят и заменён на обычный двухместный.

Второй экземпляр ЗИЛ-112С был построен в 1962 г. В отличие от первого, он имел не барабанные, а дисковые тормоза, впервые в практике отечественно автомобилестроения. Также отличался наличием дуги безопасности за местом водителя, креплением колес и коробчатой формой воздухозаборника на капоте вместо полукруглой.

Установленный первоначально двигатель ЗИЛ-111 в 1965 г. заменили на экспериментальный образец ЗИЛ-Э114 мощностью 264 л.с. В результате максимальная скорость возросла с 240 до 270 км/ч, а время разгона с места до скорости 100 км/ч составило 10 сек.

Схема автомобиля ЗИЛ-112С. Иллюстрация из журнала «Автолегенды СССР» №119 2013 г.
Схема автомобиля ЗИЛ-112С. Иллюстрация из журнала «Автолегенды СССР» №119 2013 г.

Оба ЗИЛ-112С активно участвовали в кольцевых гонках и рекордных заездах по 1970 г. включительно, наиболее высоких результатов достигая на длинных прямых скоростных трассах и с небольшим количеством поворотов. В 1963 г. Виктор Галкин на шасси №1 занял 3-е место во всероссийском чемпионате, а в 1964 г. Геннадий Жарков на шасси №2 тоже стал третьим, а в следующем году выиграл чемпионат.

Во второй половине 1960-х гг. спортивную лабораторию ЗИЛ расформировали, а после 1970 г. автомобили ЗИЛ-112С в соревнованиях не использовались. В конце 1970 гг. оба ЗиЛ-112С были проданы рижскому клубу антикварных автомобилей (ААК). Судьба шасси №2 сложилась удачно.

ЗИЛ-112С шасси №2 в ААК. 1979 г. Источник https://aak.lv/foto-riga-retro-1979/.
ЗИЛ-112С шасси №2 в ААК. 1979 г. Источник https://aak.lv/foto-riga-retro-1979/.

Судьба же ЗИЛ-112С шасси №1 оказалась более драматичной. Вскоре после покупки клубом машина в ходе пробного заезда на гоночной трассе Бикерниеки не вписалась в поворот и была разбита. После этого её передали реставраторам в музей тракторов в колхоз Узвару. Там несколько лет пытались сделать раму и шасси, но только угробили ещё больше.

В 1980-е гг. машину в разбитом виде вернули обратно в клуб в Ригу и убрали в запасники свежепостроенного Мотормузея. В 1993 г. в музей приехал Питер Корсел, шведский коллекционер с острова Готланд. Он увидел в экспозиции ЗИЛ-112С шасси №2 был им сильно очарован. Ему предложили из запасников шасси №1 в обмен на ЗИС-101. Так машина попала в Швецию, где долгие годы пролежала в том же виде в сарае коллекционера, пока её не купил Евгений Шаманский. С 2018 г. машина находится в «Мастерской Шаманского» на реставрации.

С 13 августа по 9 октября 2022 г. в Музее Гаража особого назначения ФСО России (павильон №53 ВДНХ) проходит выставка «Борьба за скорость», посвященная истории автоспорта Страны Советов.

Афиша выставки. Источник https://vdnh.ru/events/vystavka-borba-za-skorost/.
Афиша выставки. Источник https://vdnh.ru/events/vystavka-borba-za-skorost/.

В основе временной экспозиции 15 рекордных и гоночных автомобилей, возвращённых к жизни реставраторами мастерской Евгения Шаманского. Среди раритетов – тот самый первый ЗИЛ-112С. Правда шасси и кузов экспонируются отдельно, так как реставрация ещё не закончена.

Реставраторы обещают воссоздать машину в том же виде, какой она была именно в 1961 г. А вот художник-фрилансер из Нижнего Новгорода Андрей Ткаченко по-своему увидел легендарный ЗИЛ-112С, изобразив его версию в параллельной советской реальности. Мне нравится, а вам?

ЗИЛ-112С «Ночной Ястреб» из альтернативной истории СССР. Рисунок Андрея Ткаченко. Источник https://atdesign.artstation.com/projects/ex8zb.
ЗИЛ-112С «Ночной Ястреб» из альтернативной истории СССР. Рисунок Андрея Ткаченко. Источник https://atdesign.artstation.com/projects/ex8zb.

Кстати, эту и другие работы Андрея Ткаченко можно было увидеть с 4 июня по 10 июля в музее Гаража особого назначения ФСО России на выставке «Секретный гараж», представляющей фантастическую автомобильную техно-вселенную, идеей которой является отсылка к эпохе СССР.

Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.

Рекомендую:

Авто
5,66 млн интересуются