Есть в моей коллекции значок с изображением бульдозера и надписями «СССР» и «ВДНХ», выпущенный в 1960-х гг. в Москве Экспериментально-творческим комбинатом (ЭТК).
Стилизованное изображение бульдозера на значке меня заинтересовало, я решил разобраться, с какого реального трактора оно сделано. Покопавшись в интернете, на сайте Retro View of Mankind's Habitat я нашёл фотографию бульдозера, подходящего под изображение на значке.
На странице «Тракторы: история, люди, машины. Диорамы» в социальной сети «ВКонтакте» я нашёл фотографию такого же трактора, а возможно и этого самого. Оказалось, что это ЧТЗ Т-130 из второй опытной партии.
Удалось мне найти и цветной снимок с ВДНХ СССР, на котором присутствует опытный Т-130, но вдалеке.
Трактор был красно-белым. Учитывая, что красный МАЗ-530, располагавшийся с противоположной стороны павильона, в октябре 1961 г. уступил место опытному образцу БелАЗ-540 зелёного цвета, получается, что это фото было сделано в мае 1961 г. (судя по цветочным клумбам).
Тяжёлый гусеничный трактор Т-130 производства Челябинского тракторного завода видели почти все. Обычно он встречался в виде бульдозера жёлтого цвета на крупных стройках. А вот о его опытных экземплярах информации очень мало.
В книге известного исследователя истории уральской промышленности Сергея Викторовича Устьянцева «ЭЛИТА РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ: ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД», изданной в 2008 г., в статье «На пути к трактору Т-130» написано, что разработка Т-130 началась на Челябинском тракторном заводе в конце 1950-х гг. под руководством главного конструктора Ивана Савватеевича Кавьярова (1913-1980), а в 1959 г. в сборочном цехе опытной базы были собраны первые три опытные машины.
Уже тогда было известно, что трактор Т-130 придёт на смену самому массовому трактору 1950-х гг. С-100. Новый трактор конструктивно отличался от своего предшественника: имел более мощный двигатель с турбонаддувом, иную камеру сгорания в поршне, новую коробку передач и усовершенствованную муфту сцепления. Были изменены рама и тележки, кабина и весь внешний облик. Заводские испытания Т-130 успешно завершились в 1960 г.
Начало серийного выпуска было запланировано на 1962 г., но для этого была необходима длительная остановка производства. В результате выпуск Т-130 был отложен на неопределённый срок, что позволило продолжить доработку его конструкции и создание его модификаций, таких как болотоходная, лесная, северная, с гидромеханической трансмиссией и т.д. В октябре 1963 г. на конвейер встала модернизированная «сотка» – переходная модель Т-100М.
Серийное производство Т-130 (но уже совсем с другим дизайном) началось с 1969 г. и продолжалось до 1988 г. Больше никакой информации про опытный Т-130 в вышеуказанной книге нет. Нет в ней и изображений опытной модели. На ресурсе Retro View of Mankind's Habitat я нашёл 2 фотографии, датированные 1958 г., на которых присутствует опытный Т-130, принявший участие в выставке тракторов в Челябинске.
Эти снимки сделал Николай Николаевич Потапюк (1937-1996), который с 1955 г. работал на ЧТЗ инженером-конструктором в группе гидравлики отдела главного конструктора и участвовал в разработке и испытаниях гидравлического управления навесным оборудованием трактора Т-130. Фото опубликовал его сын Юрий. Я связался с Юрием Николаевичем, и он выслал мне ещё один снимок и подтвердил, что фотографии напечатаны с пленки, которую его отец отснял в 1958 г.
Моё мнение, что в Челябинске в 1958 г. экспонатом выставки тракторов ЧТЗ был первый опытный Т-130. В интернете нашлись и фото опытных тракторов Т-130 под №№ 2 и 3.
Есть в интернете информация о том, что опытные трактора Т-130 второй партии имели №№ от 6 до10 и отличались от машин первой партии более совершенным двигателем Д-130 (140 л.с.) с турбонаддувом на основе дизеля Д-108 (трактор Т-100М). Информации о том, какой двигатель устанавливался на первые опытные Т-130, я не нашёл. Также машины второй партии отличались от первых другими «мордами» с вертикальными решётками (на первых – горизонтальные прорези»).
Также есть информация, что в начале 1960-х гг. опытный Т-130-Б, с широкими (болотными) гусеницами и двухцветной окраской кабины и капота был представлен на ВДНХ СССР, но в каком году точно и в каком месте не уточняется.
Кроме бульдозерного отвала с Т-130 предполагалось использовать трубоукладчик, кран, погрузчик, корчеватель и т.д. Он также мог работать практически со всем сельскохозяйственным оборудованием, включая плуг, боронователь и сеялку.
Кроме всего прочего, я нашёл в интернете фотографии опытных Т-130, которые не вписываются в теорию с нумерацией. Вот, например Т-130-Б с «мордой» второй партии и № 5.
А на следующем фото – опытный Т-130 с № 5 и «мордой», которая не соответствует ни первой, ни второй опытной партии.
Сколько точно было сделано опытных Т-130 неизвестно. До наших дней ни один из них не дожил. Пока я собирал материал для статьи, наткнулся на значок с надписью «ЧТЗ» и изображением опытного трактора Т-130. Конечно, я его купил для коллекции.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую посмотреть: