Есть в моей коллекции календарик из серии «Отечественные автомобили» с изображением автомобиля ГАЗ-410 – первого советского серийного самосвала малого класса, ставшего самым распространённым самосвалом на советских стройках первых пятилеток, благодаря простоте и надёжности своей конструкции.
Эта модель выпускалась 15 лет: сначала под маркой ГАЗ-С1 (от фамилии Свердлов, т.к. кузов и подъёмный механизм изготавливался на механическом заводе им. Свердлова в Горьком) на шасси грузовика ГАЗ-АА с 1935 по 1940 гг.; затем уже полностью на ГАЗе под маркой ГАЗ-410, на обновлённом шасси грузовика ГАЗ-ММ; с 1947 по 1950 гг. машина собиралась на Горьковском автобусном заводе.
Прототипом для ГАЗ-С1 стал американский Ford-AA с опрокидывающимся кузовом компании Peabody Galion, появившийся в 1930 г. Такие машины СССР закупал в начале 1930-х гг. Неудобство американского кузова было в том, что его сначала надо было подтолкнуть руками, чтобы задать инерцию для опрокидывания.
Инженеры московского Комбината реконструкции транспорта МСПО в 1933 г. изготовили несколько самосвалов по типу Galion уже на шасси отечественного ГАЗ-АА, но с деревянными кузовами. Такой кузов разгружался быстрее, чем бортовой, но всё же требовалось более оптимальное конструктивное решение.
В 1935 г. инженер М. Катков усовершенствовал систему Galion. В конструкции появились салазки, позволившие задать хороший угол наклона кузову, соскальзывающему к краю рамы. Водителю для разгрузки кузова достаточно было освободить цапфы рычагом по левому борту, после чего кузов под тяжестью груза сначала откатывался назад, а затем опрокидывался.
Возврат опорожнённого кузова в исходное положение осуществлялся с помощью пружины, водителю оставалось лишь вновь зафиксировать цапфы. Форму же сварного металлического кузова позаимствовали у американцев. Грузовик с самоопрокидывающимся кузовом тогда назывался не самосвалом, а опрокидкой.
Опытный образец опрокидки изготовили в начале 1935 г. Опорную раму самосвала установили на укороченную на 590 мм раму «полуторки» ГАЗ-АА и прикрепили её четырьмя стремянками. Спереди рамы установили запорные крюки и кронштейн опоры кузова, а по бокам прикрепили направляющие салазок. Грузоподъемность самосвала не превышала 1300 кг.
Серийный выпуск ГАЗ-С1 начался в 1936 г. Конструкция автомобиля в разные годы менялась аналогично изменениям «полуторки». С 1940 г. под выпуск самосвалов шли укороченные шасси ГАЗ-ММ, а машина получила новый индекс ГАЗ-410. Грузовая платформа самосвала за годы его производства не менялась.
Производство самосвалов не прекращалось и во время войны. С 1942 г. ГАЗ-410, как и «полуторку» в целях удешевления производства упростили – исчезли передние тормоза, двери и крыша стали брезентовыми, крылья делали угловатыми из листового металла, а вторую фару убрали.
После войны машине вернули металлические двери и вторую фару, но брезентовая крыша и угловатые крылья остались до окончания выпуска.
Всего с 1935 по 1950 гг. было выпущено более 16000 горьковских самосвалов. На сегодняшний день известен только один уцелевший экземпляр ГАЗ-410 – машина послевоенного выпуска, восстановленная в московской мастерской Евгения Шаманского.
В 2020 г. в интернете появилась информация о том, что Екатеринбургская мастерская Яревского восстановила редчайший экземпляр советского самосвала ГАЗ-С1. На фото можно увидеть, что данный самосвал имеет гидравлический механизм подъёма кузова.
Дмитрий Дашко в статье на сайте Грузовик пресс указывает, что самосвалов на шасси ГАЗ-АА с гидравлическим механизмом подъёма кузова никогда не существовало.
Мне кажется, что самосвал, восстановленный мастерской Яревского, с гидравлическим механизмом подъёма кузова называть автомобилем ГАЗ-С1 по крайней мере некорректно. Я бы назвал его самосвалом по мотивам ГАЗ-С1. А вы как думаете?
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую: