Найти тему
Круто об искусстве

У кого четыре глаза, тот похож на ... персонажей с картин Иеронима Босха 😁

▪️Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1505-1506, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. Фрагмент.
▪️Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1505-1506, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. Фрагмент.

Всем очкарикам, т.е мне, посвящается.

▪️Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504-1505, Берлинская картинная галерея, Берлин.
▪️Иероним Босх. Святой Иоанн на Патмосе. 1504-1505, Берлинская картинная галерея, Берлин.

Вы же помните, что любой, даже самый казалось бы архаичный художник эпохи Возрождения, смотрит именно в свой мир, в свою реальность.

Поэтому очки - техническая новация 13 века - на апостолах, евангелистах, Моисее и Иосифе, на различных богословах и фарисеях вещь такая же очевидная, как и очки, скажем, на кардиналах или всякого рода дельцах. В искусстве 14–16 веков вообще многие другие технические новинки (механические часы, пушки, аркебузы и т. д.), регулярно появлялись в сценах, действие которых разворачивалось в далеком прошлом.

▪️Библия, Хагенау. Моисей, ок. 1441-1449. Университетская библиотека Гейдельберга.
▪️Библия, Хагенау. Моисей, ок. 1441-1449. Университетская библиотека Гейдельберга.

▪️Евангелист Марк в очках образца около 1500 года из французского часослова 1500 годов. Британская библиотека.
▪️Евангелист Марк в очках образца около 1500 года из французского часослова 1500 годов. Британская библиотека.

Ибо то было не сочинительство, а реконструкция реальных исторических событий (по мысли истинного христианина, разумеется) - события из священного писания происходили там, за поворотом у дома с большой пологой крышей, аккурат у того самого дерева справа, а не в каком-то ином золотофонном мире.

А поскольку парадигма времени такова, что мерилом всех вещей стал человек, а не бог, то и мир виделся как реальность, современная именно этому человеку.

▪️Йоос ван Клеве. Святое Семейство, ок. 1512-13. Коллекция Фридсама, завещание Майкла Фридсама, 1931.
▪️Йоос ван Клеве. Святое Семейство, ок. 1512-13. Коллекция Фридсама, завещание Майкла Фридсама, 1931.

▪️Гонсало Перес. Успение Богоматери (фрагмент заалтарного образа из Бурго-де-Осмы), ок. 1410–1430. Музей Фредерика Мареса, Барселона.
▪️Гонсало Перес. Успение Богоматери (фрагмент заалтарного образа из Бурго-де-Осмы), ок. 1410–1430. Музей Фредерика Мареса, Барселона.

На самом деле мы точно не знаем, кто одарил человечество этим ценным приспособлением - инструментом, помогавшим исправить изъяны зрения, с которыми люди сталкивались в общем-то всегда (увеличительные стекла известны задолго до Средневековья).

Но знаем, кто первый изобразил очки. Это был Томмазо да Модена, который в 1352 году расписал капитулярную залу в доминиканском монастыре Сан-Николо в Тревизо. Из 40 портретов выдающихся богословов и проповедников этого ордена (все они были изображены с книгами, перьями, чернильницами, песочными часами и другими синонимами

интеллектуальных занятий) красуется и французский кардинал

Гуго де Сен-Шера, на нос которого гордо водружены очки.

Сам Сен-Шера сие изобретение не застал, очки появились лет через двадцать после его кончины, но разве это имеет значение, когда ты человек ренессанса?

▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.
▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.
▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.
▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.
▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.
▪️Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска, серия Сорок выдающихся доминиканцев,1352. Портрет кардинала Гуго де Сент-Шер. Монастырь Сан Никколо, Тревизо, Италия.

А еще мы знаем, кто первый изобразил в очках донатора - Ван Эйк. То был заказчик картины Йорис ван дер Пале, каноник собора Святого Донатиана. В руках у него молитвенник или часослов и пара очков с выпуклыми стеклами, которые ему требовались как раз для чтения.

Ван Эйк даже показал, как строки, имитирующие текст, слегка искажаются одной из линз.

▪️Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1434–1436. Музей Грунинге, Брюгге.
▪️Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1434–1436. Музей Грунинге, Брюгге.
▪️Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1434–1436. Музей Грунинге, Брюгге.
▪️Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1434–1436. Музей Грунинге, Брюгге.

Как вы поняли, очки стали ассоциироваться с истинным знанием, прозрением, мудростью... но не только. Еще с с заблуждением и слепотой. Ибо сатиру и нравоучения никто не отменял.

Кстати, первые очки предназначались исключительно для дальнозорких, т.е для тех, кто в даль видел хорошо. Для близоруких сие изобретение появилось намного позже, во второй половине 14 века.

▪️Ян Колларт (по рисунку Яна ван дер Страта). Торговля очками (conspicilla). 1590–1595. Рейхсмузеум (Rijksmuseum), Голландия. Эта сцена входит в серию из девятнадцати гравюр, которые представляли важнейшие изобретения и открытия современности (книгопечатание, дистилляция, компас, масляная живопись, ветряная мельница, механические часы и т. д).
▪️Ян Колларт (по рисунку Яна ван дер Страта). Торговля очками (conspicilla). 1590–1595. Рейхсмузеум (Rijksmuseum), Голландия. Эта сцена входит в серию из девятнадцати гравюр, которые представляли важнейшие изобретения и открытия современности (книгопечатание, дистилляция, компас, масляная живопись, ветряная мельница, механические часы и т. д).

▪️Эпигон Иеронима Босха. Искушение св. Антония, ок. 1550. Частная коллекция.
▪️Эпигон Иеронима Босха. Искушение св. Антония, ок. 1550. Частная коллекция.

Так нравоучительная риторика богословов и сатира надела очки на иудеев, лжеучителей, шарлатанов всех мастей, сборщиков налогов, книжников-иноверцев, на шутов, безумцев, обезьян и вообще всякого рода бесовщину. То уже было про заносчивое невежество, алчное коварство, псевдомудрость и лженауку.

Потому что в культуре Средневековья физическая слепота или временное помрачение взора - одна из главных метафор интеллектуального и нравственного ослепления, неспособности или нежелания узреть истину. Вокруг слепоты был выстроен целый арсенал обличительных образов, которые использовались в полемике против еретиков и иноверцев.

▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Иуда получает тридцать сребреников. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Иуда получает тридцать сребреников. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Иуда получает тридцать сребреников. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Иуда получает тридцать сребреников. Музей Гетти, Лос-Анджелес.

▪️Конрад Вайдер. Се Человек (одна из панелей, добавленных к алтарю, написанному Михаэлем Пахером для приходской церкви в Грисе, Южный Тироль), ок. 1485–1490. Старая приходская церковь Гриса, Италия.
▪️Конрад Вайдер. Се Человек (одна из панелей, добавленных к алтарю, написанному Михаэлем Пахером для приходской церкви в Грисе, Южный Тироль), ок. 1485–1490. Старая приходская церковь Гриса, Италия.

▪️Улыбающийся шут, ок. 1500. Национальный музей, Швеция.
▪️Улыбающийся шут, ок. 1500. Национальный музей, Швеция.

Знакомьтесь, это иудей, который вроде бы в очках и с книгой, но такое дело - это фрагмент сцены обрезания Христа. И иудей этот на младенца вот вообще не глядит, хотя должен был бы, ибо первая кровь, пролитая Иисусом есть предвозвестие грядущих Страстей.

▪️Мастер алтаря Тухеров. Обрезание Господне (фрагмент). Ок. 1440–1450.
▪️Мастер алтаря Тухеров. Обрезание Господне (фрагмент). Ок. 1440–1450.

Расшифровка: очки - примета слепоты, т.е иудеи не видят истинного смысла собственного Писания, которое, по убеждению христианских богословов, полно пророчеств о Христе.

Голландская пословица гласит: "Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть".

Подпись: "Еретики не могут видеть лучей божественной истины. Хотя ярче света дня она сияет".

▪️Джордж Уитер. Коллекция эмблем, 1635. Британская библиотека.
▪️Джордж Уитер. Коллекция эмблем, 1635. Британская библиотека.
▪️Джордж Уитер. Коллекция эмблем, 1635. Британская библиотека.
▪️Джордж Уитер. Коллекция эмблем, 1635. Британская библиотека.

У совы в средневековой церковной проповеди была самая дурная репутация. Она олицетворяла иноверие, ересь и лженауку - зло, противостоящее свету истины. За это Босх ее, собственно, и обожал.

Цитата из Евангелия от Иоанна: "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его".

Слева: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы".

▪️Эрхард Шен. Сова, боящаяся света (Das Lichtscheue Eule), ок. 1540. Герцогский музей, Гота, Германия.
▪️Эрхард Шен. Сова, боящаяся света (Das Lichtscheue Eule), ок. 1540. Герцогский музей, Гота, Германия.

Фламандская поговорка гласит: "Ростовщик, мельник, меняла и сборщик налогов - четыре евангелиста Люцифера".

Но и реальные дефекты зрения, конечно, никто не отменял. Такой быт плюс символизм. Или ренессансный реализм 😁

▪️Квентин Массейс. Сборщики налогов, конец 1520-х. Коллекция Лихтенштейнов, Вена, Австрия.
▪️Квентин Массейс. Сборщики налогов, конец 1520-х. Коллекция Лихтенштейнов, Вена, Австрия.

Ведь в чем сила, брат?

В том, чтобы ничего лишнего не отрезать 😁😂

▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Обрезание. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
▪️Симон Бенинг. Молитвенник кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1525–1530. Обрезание. Музей Гетти, Лос-Анджелес.