Найти в Дзене
Pictura.school

Так ли бедны были художники прошлого

«О бедном художнике замолвите слово...»

А почему, собственно, к художнику прицепилось это определение «бедный» с давних времён? Неужели и правда, труд живописца настолько недооценён, что мастерам приходилось голодать и продавать работы за копейки, чтобы выжить?

Давайте разбираться.

На самом деле бедных художников история знает немало.

Взять хотя бы Павла Федотова – автора картины «Сватовство майора». Он закончил жизнь вовсе не в роскошном доме на золотых подушках, а в психиатрической клинике. Болезнь была вызвана злоупотреблением спиртным.

Павел Федотов "Сватовство майора"
Павел Федотов "Сватовство майора"

Точно так же спиртное погубило и Алексея Саврасова – автора картины «Грачи прилетели». Он умер в нищете в больнице для бедных.

Алексей Саврасов "Грачи прилетели"
Алексей Саврасов "Грачи прилетели"

Кажется, что какого художника не возьми – бедный, с ненужными картинами, которые обрели значимость спустя десятилетия. Даже Юнеско определило период между написанием картины и её признанием – 50 лет. Будешь тут бедным.

Но, погодите.

Работа художников всегда была нужна и ценна, особенно в прошлые века, фотографии же не было. За портреты заказчики платили приличные деньги. Самый дешёвый портрет в 19 веке стоил около 10 р. При том, что зарплата чиновников составляла 30 р.

А если на портрете был изображён великий князь или царская особа, то цена была в разы выше. Например, художник Кипренский написал графа Шереметьева и получил за это 13000 р.!

Орест Кипренский "Граф Шереметев"
Орест Кипренский "Граф Шереметев"

Была возможность заработать и юным художникам. Илья Репин получил 25 рублей за роспись церкви, когда ему было 16.

А ещё процветало репетиторство. Художники давали частные уроки детям из благородных семей и тоже не бедствовали.

Но некоторые искусствоведы считают, что сами художники приложили руку к тому, чтобы создать образ голодающего творца. Стереотип, что настоящий гений не может быть благополучен – достаточно силён. Если гений богат и обласкан вниманием, значит, он прислужник властей. Какое уж тут свободное творчество.

И вторая причина «бедноты» художников – их собственный выбор. С деньгами не многие могли справиться. Богемный образ жизни развращал и приводил к полному разорению. Будь мастер немного благоразумнее, не пей и не транжирь деньги – всё могло бы быть иначе. Выбранная профессия тут совершенно ни при чём.

А как вы думаете, сейчас стереотип о бедном художнике ещё жив?