Если один человек изобрел транспортное средство, найдется другой, который попытается разогнать его до максимальной скорости. Велосипед не избежал этой участи.
Как только появились более или менее вменяемые конструкции велосипедов, на них начали пытаться устанавливать рекорды скорости.
Сначала все было просто – кто крутил педали быстрее , тот ехал быстрее. Но когда скорость превысила 60 км/ч, воздух стал главным врагом чемпионов. Аэродинамическое сопротивление возросло до такой степени, что все силы уходили на борьбу с ним. И это произошло еще в 19 веке, когда науки аэродинамики как таковой не существовало. Позже обтекатели начнут вешать на велосипеды – изначально тяжелые, неудобные, закрывающие обзор, – они улучшат результаты, но не так сильно, как способ, изобретенный Чарльзом Мерфи: в 1899 году он ехал на велосипеде вслед за локомотивом, который создал воздушную яму. Для этого они уложили на железной дороге деревянный настил длиной в милю.Мерфи был первым, кто преодолел милю менее чем за минуту со скоростью 96 км/ч.
Этот метод получил название “motor-paced”, и все последующие абсолютные рекорды устанавливались именно так - в хвосте впереди идущего транспортного средства, создавая карман из встречного воздушного потока. Со временем появились и другие “рекордные” дисциплины – скоростной спуск, например, и есть даже “стационарный” рекорд, достигнутый на велосипеде, стоящем на роликовой подставке.
В 1928 году бельгиец Леон Вандерштифт разогнался до 122 км/ч. Рекорд был установлен на велодроме, Леон следовал за мотоциклистом, который буквально спиной защищал гонщика от воздушного потока. Однако желаемого рубежа в 125 км/ч Леон так и не достиг. Рекордным велосипедом стал Opel ZR III с увеличенной ведущей звездочкой специально для рекорда.
21 октября 1933 года рекорд был побит. Алексис Блан-Гарен разгоняется до 128,2 км/ч, также используя модифицированный велосипед с увеличенной ведущей звездочкой. Как, впрочем, и все чемпионы в ближайшие несколько десятилетий.
1926 Аппельханс На нем, Фрэнк Бартелл в 1935 году установил рекорд 80,5 миль в час (130 км/ч).
Рекорд продержался до 1941 года и был побит Альфредом Летурнером. На модифицированном Schwinn Paramount с передаточным отношением 9,5:1 он разогнался до 108 миль в час (174 км/ч ).
В 1962 году француз Хосе Мейффре впервые пересек порог в 200 км/ч, разогнавшись до 204,73 км/ч на специально построенном велосипеде с гигантской звездой и цепью из 130 звеньев. У велосипеда были деревянные диски. Аэродинамический карман был предоставлен ему автомобилем Mercedes-Benz 300SL со специальным обвесом.
На этом возможности увеличения ведущей звездочки были исчерпаны. В следующих велосипедах использовалась другая конструкция, предназначенная для покорения скоростей – “двухступенчатая”, с двумя цепями.
В 1973 г. установлен новый рекорд - 223,3 км/ч.
Рекорд Эбботта продержался 12 лет и был побит только в 1985 году триатлонистом Джоном Ховардом. Он двигался в хвосте обтекаемого 500-сильного спидстера по дну высохшего соленого озера Бонневиль. В результате он развил скорость 152,2 мили в час (244,7 км/ч ).
Фред Ромпельберг, обновил рекорд до 268 км/ч еще через 10 лет – 3 октября 1995 года также вдоль соленого озера Бонневиль. Тоже двухконтурная система, но более компактная.
И только недавно, 17 сентября 2018 года, этот рекорд был побит. И женщина. Велосипедистка Дениз Мюллер-Коренек разогнала мотоцикл до 296 км/ч. Велосипед был разработан KHS специально для записи рекорда, с легкой рамой из углеродного волокна.