Очень часто (чуть ли не каждый первый тренинг)) у меня спрашивают - а стоит ли руководителю идти учиться вместе со своими непосредственными подчинёнными?
Идти ли начальнику отдела продаж на тренинг продаж со своим отделом, идти ли генеральному директору на управленческий тренинг вместе с начальниками отделов/цехов и т.п.
Как бы не казалось странным, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый раз эта история - повод для дискуссии.
Конечно, когда на обучение приходит руководитель, у этого есть очевидные плюсы:
- Растёт важность обучения в глазах сотрудников. Раз пришёл "сам" - значит, он видит в этом необходимость и наверное это действительно полезно.
- Как следствие, повышается серьёзность поведения/восприятия информации и заданий на самом мероприятии: босс пришёл, босс на меня смотрит, - надо ему показать, что я не лыком шит (умён, активен и прекрасен))
- Растёт управленческий авторитет начальника: он нас поддерживает, а не отсиживается/отлёживается дома, пока мы тут грызём гранит науки) А уж если начальник ещё и компетентен в теме... (но об этом чуть ниже))
- Нарабатывается общий язык, точнее, добавляются отдельные его составляющие - например, часто после участия в тренинге для своего отдела руководители говорят мне, что лучше стали понимать и шутки сотрудников, и отдельные их жалобы/предложения, и что в отделе появилось даже что-то типа внутренних "мемов".
- У руководителя появляется более чёткое понимание, что контролировать/требовать не только в плане результата, но и в плане процесса (например, после тренингов продаж становится понятно, как слушать звонки или что спрашивать после встреч).
И вроде как всего вышеперечисленного достаточно, чтобы руководителю точно идти на обучение с сотрудниками...
Однако есть большие но.
О них как раз и расскажу.
Отношения/стиль управления
Если руководитель чрезмерно авторитарный (кто правда в таком признается?..)), если сотрудники его боятся/не любят и/или не уважают, если руководитель в текущий момент находится в стадии острого конфликта хотя бы с одним сотрудником (тем более с несколькими), - ему НЕ надо идти на обучение.
Его присутствие будет создавать страх, избыточное напряжение, злость (в зависимости от деталей ситуации), и вместо того, чтобы учиться, - участники мероприятия будут концентрироваться на чём угодно: попытках не накосячить, мести, спорах с руководителем, - только не на усвоении и отработке знаний и алгоритмов.
Цели присутствия на обучении
Если руководитель хочет пойти на обучение, чтобы последить за сотрудниками "вон из тех кустов", а потом принять какие-то управленческие решения (в том числе оштрафовать/уволить или что-то подобное), и тем более если у людей уже есть такой опыт (руководитель уже так делал раньше), - ему НЕ надо идти на обучение!
Участники будут напуганы, а кроме того, с высокой вероятностью результаты такой "оценки" не будут объективными. И потому что люди по-разному ведут себя в стрессе, и потому что руководитель - не профессиональный диагност.
Компетентность в заявленной теме
Если руководитель не слишком (говорю политкорректно)) в теме обучения (например, не может справиться с эмоциями, а тема обучения - эмоциональный интеллект, или откровенно слабый коммуникатор, а тема переговорная), - ему либо НЕ надо идти на обучение, либо (в крайнем случае, если очень хочется) надо сидеть тихонько в уголке и не отсвечивать)) Иначе его авторитет рискует с грохотом упасть.
Конечно, сложнее всего здесь с управленческой темой. Ведь даже если вышестоящий руководитель не учится управлению со своими подчинёнными (линейными руководителями), то получая алгоритмы и информацию, они (линейные) всё равно сравнивают эталон со своим реальным руководителем. И да, если он не очень подкован в управлении, - открыто об этом говорят ("А наш руководитель и этого не делает, и этим не владеет, и тут ошибается").
Но здесь, к счастью, есть выход (он правда не каждому руководителю понравится))): сразу обозначить, что да, руководителю в этой теме тоже не хватает компетенций, именно поэтому он и идёт учиться вместе со всеми.
Личные качества/особенности руководителя
Ещё один непростой вопрос))
Ибо руководителю НЕ надо идти на обучение с сотрудниками, если он:
- невозможно разговорчив - потому что болтать будет он один,
- страшный спорщик - потому что вместо обучения вся энергия/время будут уходить на споры,
- не верит в тему/предмет обучения - потому что всем видом будет демонстрировать своё отношение и отбивать людям руки,
- не может освободить для себя время обучения - потому что своими звонками/переписками/выходами он будет отвлекать людей и показывать им, что можно действовать так же,
- мечтает о славе тренера (шутка, в которой только доля шутки))) - потому что будет тянуть одеяло на себя.
Список качеств не исчерпывающий, можете дополнить его для себя (и для меня тоже)))
Вот и получается, что прежде чем принимать решение о присутствии руководства на обучении, нужно проанализировать ряд моментов.
А ещё хорошо бы проинструктировать руководителя о том, как ему действовать в процессе самого обучения)) Но об этом возможно напишу отдельно :)
А вы как руководитель, ходите на обучение вместе со своими подчинёнными?
А как сотрудник, вы учились вместе с непосредственным руководителем (и хотели бы)? Как ощущения?
Ещё полезные статьи про обучение: