Найти в Дзене

Учиться ли руководителю вместе со своими сотрудниками?

Оглавление
Очень часто (чуть ли не каждый первый тренинг)) у меня спрашивают - а стоит ли руководителю идти учиться вместе со своими непосредственными подчинёнными?
Идти ли начальнику отдела продаж на тренинг продаж со своим отделом, идти ли генеральному директору на управленческий тренинг вместе с начальниками отделов/цехов и т.п.

Как бы не казалось странным, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый раз эта история - повод для дискуссии.

Конечно, когда на обучение приходит руководитель, у этого есть очевидные плюсы:

  • Растёт важность обучения в глазах сотрудников. Раз пришёл "сам" - значит, он видит в этом необходимость и наверное это действительно полезно.
  • Как следствие, повышается серьёзность поведения/восприятия информации и заданий на самом мероприятии: босс пришёл, босс на меня смотрит, - надо ему показать, что я не лыком шит (умён, активен и прекрасен))
  • Растёт управленческий авторитет начальника: он нас поддерживает, а не отсиживается/отлёживается дома, пока мы тут грызём гранит науки) А уж если начальник ещё и компетентен в теме... (но об этом чуть ниже))
  • Нарабатывается общий язык, точнее, добавляются отдельные его составляющие - например, часто после участия в тренинге для своего отдела руководители говорят мне, что лучше стали понимать и шутки сотрудников, и отдельные их жалобы/предложения, и что в отделе появилось даже что-то типа внутренних "мемов".
  • У руководителя появляется более чёткое понимание, что контролировать/требовать не только в плане результата, но и в плане процесса (например, после тренингов продаж становится понятно, как слушать звонки или что спрашивать после встреч).

И вроде как всего вышеперечисленного достаточно, чтобы руководителю точно идти на обучение с сотрудниками...

Однако есть большие но.

О них как раз и расскажу.

Отношения/стиль управления

Если руководитель чрезмерно авторитарный (кто правда в таком признается?..)), если сотрудники его боятся/не любят и/или не уважают, если руководитель в текущий момент находится в стадии острого конфликта хотя бы с одним сотрудником (тем более с несколькими), - ему НЕ надо идти на обучение.

Его присутствие будет создавать страх, избыточное напряжение, злость (в зависимости от деталей ситуации), и вместо того, чтобы учиться, - участники мероприятия будут концентрироваться на чём угодно: попытках не накосячить, мести, спорах с руководителем, - только не на усвоении и отработке знаний и алгоритмов.

Цели присутствия на обучении

Если руководитель хочет пойти на обучение, чтобы последить за сотрудниками "вон из тех кустов", а потом принять какие-то управленческие решения (в том числе оштрафовать/уволить или что-то подобное), и тем более если у людей уже есть такой опыт (руководитель уже так делал раньше), - ему НЕ надо идти на обучение!

Участники будут напуганы, а кроме того, с высокой вероятностью результаты такой "оценки" не будут объективными. И потому что люди по-разному ведут себя в стрессе, и потому что руководитель - не профессиональный диагност.

Компетентность в заявленной теме

Если руководитель не слишком (говорю политкорректно)) в теме обучения (например, не может справиться с эмоциями, а тема обучения - эмоциональный интеллект, или откровенно слабый коммуникатор, а тема переговорная), - ему либо НЕ надо идти на обучение, либо (в крайнем случае, если очень хочется) надо сидеть тихонько в уголке и не отсвечивать)) Иначе его авторитет рискует с грохотом упасть.

Конечно, сложнее всего здесь с управленческой темой. Ведь даже если вышестоящий руководитель не учится управлению со своими подчинёнными (линейными руководителями), то получая алгоритмы и информацию, они (линейные) всё равно сравнивают эталон со своим реальным руководителем. И да, если он не очень подкован в управлении, - открыто об этом говорят ("А наш руководитель и этого не делает, и этим не владеет, и тут ошибается").

Но здесь, к счастью, есть выход (он правда не каждому руководителю понравится))): сразу обозначить, что да, руководителю в этой теме тоже не хватает компетенций, именно поэтому он и идёт учиться вместе со всеми.

Личные качества/особенности руководителя

Ещё один непростой вопрос))

Ибо руководителю НЕ надо идти на обучение с сотрудниками, если он:

  • невозможно разговорчив - потому что болтать будет он один,
  • страшный спорщик - потому что вместо обучения вся энергия/время будут уходить на споры,
  • не верит в тему/предмет обучения - потому что всем видом будет демонстрировать своё отношение и отбивать людям руки,
  • не может освободить для себя время обучения - потому что своими звонками/переписками/выходами он будет отвлекать людей и показывать им, что можно действовать так же,
  • мечтает о славе тренера (шутка, в которой только доля шутки))) - потому что будет тянуть одеяло на себя.

Список качеств не исчерпывающий, можете дополнить его для себя (и для меня тоже)))

Вот и получается, что прежде чем принимать решение о присутствии руководства на обучении, нужно проанализировать ряд моментов.
А ещё хорошо бы проинструктировать руководителя о том, как ему действовать в процессе самого обучения)) Но об этом возможно напишу отдельно :)

А вы как руководитель, ходите на обучение вместе со своими подчинёнными?

А как сотрудник, вы учились вместе с непосредственным руководителем (и хотели бы)? Как ощущения?

Ещё полезные статьи про обучение:

Сижу, никого не трогаю, сертификаты подписываю)) ХМАО, г. Покачи
Сижу, никого не трогаю, сертификаты подписываю)) ХМАО, г. Покачи