В теперь уже далеком 1887-м году самарский мещанин Катков, приобретя усадебное место невдалеке от волжского берега на улице Воскресенской (сейчас Пионерской), в том же году подал прошение на возведение на нем каменного двухэтажного дома с дворовыми службами.
Городская Управа ничего против не имела, и к 1889-му году аккуратный кирпичный особняк был выстроен. Облик имел традиционный для доходного дома – фасады не штукатурились, а многочисленные детали декоративного убранства выполнялись в кирпичной кладке с использованием фигурного и точеного кирпича.
Углы здания и входная зона выделялись рустованными пилястрами, окна - рельефными наличниками с замковыми камнями. Цоколь был облицован природным камнем, подоконный парапет второго этажа опирался на профилированный карниз на фигурных кирпичных кронштейнах, а венчающий карниз складывался из шести рядов рельефной кладки. Лаконичный декор выглядел нарядно благодаря традиционному сочетанию кирпично-красного и белого цветов. А в октябре 1889-го на второй этаж нового дома заселилась семья вдовы действительного статского советника Марии Александровны Ульяновой.
Возникает вопрос, а как и зачем они вообще оказались в Самаре? Ну да, здесь проживала младшая сестра Марии Александровны Софья, вышедшая замуж за известного земского деятеля Осипа Лаврова, но причина переселения семейства Ульяновых из Алакаевки в Самару была другой. Приехали потому, что в Самару получил служебное назначение зять Марии Александровны – Марк Елизаров, женившийся на старшей сестре Ленина Анне.
Надо сказать, Марк Тимофеевич всегда как-то оставался в тени «семьи вождя», при этом был человеком выдающихся способностей. Выходец из крестьян окончил не только гимназию, но и университет, ему предрекали большое будущее – но женитьба на девушке из «политически неблагонадежной» семьи заставила о блестящей карьере забыть и довольствоваться скромной должностью секретаря мирового суда.
Летом 1889-го Марк и Анна переехали из Алакаевки в съемную квартиру на Дворянской, 7, а в сентябре к ним нагрянуло все семейство Ульяновых, поскольку попытка наладить сельскохозяйственный бизнес не задалась. Марку Тимофеевичу пришлось срочно искать более просторное жилье.
Была попытка снять жилье на Полицейской площади (сейчас Степана Разина,10), но Ульяновым там не понравилось – окна выходили на пыльную, шумную и скандальную базарную площадь, а сам дом был сырым и темным. Так что через месяц они оттуда съехали и вселились в вышеописанный новый дом Каткова на Воскресенской.
Расположились просторно, заняв весь второй этаж. Хотя народу, конечно, хватало – Кроме Марка с Анной, Марии Александровны с младшими детьми проживали еще няня и племянник Марка, учившийся в самарской гимназии. Новая квартира была хороша – находилась в аккурат между мужской и женской гимназиями, где учились Мария и Дмитрий Ульяновы, места хватало всем, а из окон открывался вид на волжские дали.
Квартира неоднократно упоминалась в «Самарской газете» за январь 1890-го в виде следующего объявления:"Репетируют и дают уроки по всем предметам средних учебных заведений. Спросить Елизарова. Воскресенская, дом Каткова", а так же донесений директора мужской гимназии, обязанной осуществлять надзор за учеником из «неблагонадежной» семьи. Именно этот адрес указывал Владимир Ульянов, отправляя прошение о разрешении на сдачу экстерном экзаменов за курс юридического факультета.
А в апреле 1890-го в гости к Марку Елизарову приехал брат Павел – гласный земского собрания, квартиру осмотрел и высказался неодобрительно – нет подсобных помещений для хранения запасов, необходимых большой семье, с Волги дуют сильные ветра, с улицы несется нескончаемый шум от громыхающих по булыжной мостовой колымаг, а открыть окна невозможно из-за того, что извозчики громко используют ненормативную лексику. Оказавшийся в это же время в гостях Сергей Лавров – сводный брат младших Ульяновых – его поддержал и предложил квартиру в новом тихом районе в доме купца Рытикова.
Мария Александровна решила с мнением родственников согласиться, и в апреле 1890-го произошел очередной переезд - в квартиру на углу Ленинской и Рабочей, которая позже стала считаться основным ленинским адресом в Самаре и где сейчас работает музей семьи Ульяновых.
Что касается дома Каткова – он сохранился, обзавелся соответствующей мемориальной доской, к 100-летию со дня рождения Ленина был капитально отремонтирован, и сейчас в нем работает музыкальная школа.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете