Найти в Дзене
Новый учитель

«Мне это в жизни не пригодится». Что такое функциональная грамотность учеников?

Оглавление

В этой статье вы узнаете о понятии «функциональная грамотность» и о том, как обычный учитель может развивать её у учеников, внедрив в свои уроки задания стандарта PISA.

Что такое функциональная грамотность?

Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проще говоря, это то, насколько успешно мы применяем полученные на уроках знания в реальной жизни. В функциональную грамотность обычно включают читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.

Согласно исследованию PISA в 2018 году, 28% российских девятиклассников не освоили минимальный уровень грамотности по одному из направлений (чтение, математика, естествознание). 12% российских девятиклассников не освоили минимальный уровень грамотности по всем направлениям.

Мы знаем, что функциональную грамотность можно развивать в рамках любого урока. Более того, она тесно связана с ФГОС через метапредметные умения.

Как исследуют уровень функциональной грамотности?

Читательскую грамотность проверяют с помощью исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Математическую и естественнонаучную грамотность проверяют с помощью PISA.

-2

Читательская грамотность

Читательская грамотность — это понимание, использование, оценка, осмысление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.

Примеры заданий

-3
-4

Математическая грамотность

Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.

Человек с высоким уровнем математической грамотности может математически формулировать ситуации, использовать математические понятия, факты, процедуры и рассуждения; а также интерпретировать, применять и оценивать математические результаты.

Примеры заданий

-5

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность — это способность заниматься вопросами, связанными с наукой, и идеями науки, как рефлексирующий гражданин.

Примеры заданий

-6

Каждый учитель может ознакомиться с образцами заданий и внедрить их в уроки. В списке литературы мы приведем названия пособий, в которых вы найдете много заданий по образцу PISA. Желаем вам удачи в повышении функциональной грамотности у своих учеников! Остались вопросы? Задайте их в комментариях!

Список литературы:

  1. PISA: читательская грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020;
  2. PISA: математическая грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020;
  3. PISA: естественнонаучная грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020.