В этой статье вы узнаете о понятии «функциональная грамотность» и о том, как обычный учитель может развивать её у учеников, внедрив в свои уроки задания стандарта PISA.
Что такое функциональная грамотность?
Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Проще говоря, это то, насколько успешно мы применяем полученные на уроках знания в реальной жизни. В функциональную грамотность обычно включают читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.
Согласно исследованию PISA в 2018 году, 28% российских девятиклассников не освоили минимальный уровень грамотности по одному из направлений (чтение, математика, естествознание). 12% российских девятиклассников не освоили минимальный уровень грамотности по всем направлениям.
Мы знаем, что функциональную грамотность можно развивать в рамках любого урока. Более того, она тесно связана с ФГОС через метапредметные умения.
Как исследуют уровень функциональной грамотности?
Читательскую грамотность проверяют с помощью исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Математическую и естественнонаучную грамотность проверяют с помощью PISA.
Читательская грамотность
Читательская грамотность — это понимание, использование, оценка, осмысление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.
Примеры заданий
Математическая грамотность
Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Человек с высоким уровнем математической грамотности может математически формулировать ситуации, использовать математические понятия, факты, процедуры и рассуждения; а также интерпретировать, применять и оценивать математические результаты.
Примеры заданий
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность — это способность заниматься вопросами, связанными с наукой, и идеями науки, как рефлексирующий гражданин.
Примеры заданий
Каждый учитель может ознакомиться с образцами заданий и внедрить их в уроки. В списке литературы мы приведем названия пособий, в которых вы найдете много заданий по образцу PISA. Желаем вам удачи в повышении функциональной грамотности у своих учеников! Остались вопросы? Задайте их в комментариях!
Список литературы:
- PISA: читательская грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020;
- PISA: математическая грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020;
- PISA: естественнонаучная грамотность (спецификация и образцы заданий). Минск, РИКЗ, 2020.