Найти в Дзене
Музеи Московского Кремля

Описание наряда русской царицы XVI века

В XVI-XVII века (как, впрочем, и сейчас) все знатные женщины носили многочисленные украшения — ожерелья, цепи, серьги, кольца и перстни. Конечно, наибольшей роскошью отличался наряд царицы. Особенно в дни торжественных приемов. В 1589 году царица Ирина Фёдоровна, сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, встречала в Золотой палате сразу двух патриархов — константинопольского Иеремию и только что возведенного в этот сан московского патриарха Иова.

Часть шейного мониста. Россия, XVII в.
Часть шейного мониста. Россия, XVII в.

Вот как описывает облачение государыни Ирины Фёдоровны один из спутников греческого патриарха, епископ Арсений Элассонский, приехавший в Москву в 1589 году:

«Отраден для взора был наряд этой царицы. Никакой человеческий ум не в силах представить, каким количеством драгоценных украшений была обрамлена её голова. На ней была замечательная, удивительная корона, искусно сделанная из драгоценнейших камней и множества жемчуга. Она была разделена на двенадцать зубцов, и испещрена карбункулами, адамантами, топазами, большими и круглыми жемчужинами, а в окружности имела замечательные аметисты и сапфиры, и стоимости их никто не смог бы верно определить. Какое-то сладостное оцепенение охватило всех, когда наши глаза ослепили разнообразные украшения, бесчисленные смарагды, такие огромные, круглые, излучающие своё собственное сияние, что было почти невозможно установить вес и стоимость хотя бы одного из них! На ней было длинное, ниспадающее к ногам одеяние, сделанное из бархата с удивительным искусством, и дивно унизанное драгоценнейшим жемчугом, а посреди — драгоценными каменьями, топазами, геммами и карбункулами червленого цвета. А на одеяние ее была наброшена накидка, имевшая, на первый взгляд, очень простой вид и казавшаяся безыскусственной, но бывшая, в действительности, бесценной как по исключительному и превосходному мастерству, разнообразию выделки и тончайшей работе, которую никто не мог бы описать, так и по множеству покрывавших ее еще более горящих карбункулов, круглых жемчужин, сапфиров, гемм, самоцветов и адамантов. Кто же, хотя бы он имел десять голов и столько же языков, был бы в состоянии рассказать об ее широких рукавах, как они были сделаны, о дивном искусстве, с каким были они обрамлены круглым жемчугом и другими драгоценными камнями?! Всё это мы видели нашими глазами, и всё это лишь малая часть царской сокровищницы!»

Серьги. Россия, XVII в.
Серьги. Россия, XVII в.

© Музеи Московского Кремля