В XVI-XVII века (как, впрочем, и сейчас) все знатные женщины носили многочисленные украшения — ожерелья, цепи, серьги, кольца и перстни. Конечно, наибольшей роскошью отличался наряд царицы. Особенно в дни торжественных приемов. В 1589 году царица Ирина Фёдоровна, сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича, встречала в Золотой палате сразу двух патриархов — константинопольского Иеремию и только что возведенного в этот сан московского патриарха Иова.
Вот как описывает облачение государыни Ирины Фёдоровны один из спутников греческого патриарха, епископ Арсений Элассонский, приехавший в Москву в 1589 году:
«Отраден для взора был наряд этой царицы. Никакой человеческий ум не в силах представить, каким количеством драгоценных украшений была обрамлена её голова. На ней была замечательная, удивительная корона, искусно сделанная из драгоценнейших камней и множества жемчуга. Она была разделена на двенадцать зубцов, и испещрена карбункулами, адамантами, топазами, большими и круглыми жемчужинами, а в окружности имела замечательные аметисты и сапфиры, и стоимости их никто не смог бы верно определить. Какое-то сладостное оцепенение охватило всех, когда наши глаза ослепили разнообразные украшения, бесчисленные смарагды, такие огромные, круглые, излучающие своё собственное сияние, что было почти невозможно установить вес и стоимость хотя бы одного из них! На ней было длинное, ниспадающее к ногам одеяние, сделанное из бархата с удивительным искусством, и дивно унизанное драгоценнейшим жемчугом, а посреди — драгоценными каменьями, топазами, геммами и карбункулами червленого цвета. А на одеяние ее была наброшена накидка, имевшая, на первый взгляд, очень простой вид и казавшаяся безыскусственной, но бывшая, в действительности, бесценной как по исключительному и превосходному мастерству, разнообразию выделки и тончайшей работе, которую никто не мог бы описать, так и по множеству покрывавших ее еще более горящих карбункулов, круглых жемчужин, сапфиров, гемм, самоцветов и адамантов. Кто же, хотя бы он имел десять голов и столько же языков, был бы в состоянии рассказать об ее широких рукавах, как они были сделаны, о дивном искусстве, с каким были они обрамлены круглым жемчугом и другими драгоценными камнями?! Всё это мы видели нашими глазами, и всё это лишь малая часть царской сокровищницы!»
© Музеи Московского Кремля