- Ну Дмитрий Сергеевич, на тебя вся надежа. Ты человек опытный. В пушках разбираешься. Разберешься и как топить турецкие корабли - напутствовал граф Алексей Орлов одного из командиров четырех брандеров. Также он напутствовал и других командиров брандеров, для каждого находя теплое слово.
Цикл рассказов о русско-турецкой войне 1768-1774 годов
Брандеры должны были войти в гавань Чесмы и уничтожить турецкий флот. Турки после сражения накануне в Хиосском проливе не хотели выходить для боя и оставались под защитой береговых батарей.
В час пополуночи русский линейный корабль "Ростислав" встал перед входом в Чесменскую бухту, присоединившись к другим кораблям русской эскадры. В кильватере за ним незамеченными в бухту прошли четыре брандера.
Чтобы прикрыть брандеры русские корабли начали обстрел турецкой эскадры и береговых батарей.
Брандскугели летели над головами, четко очерчивая направление для брандера 33-х летнего лейтенанта Ильина. Страшно не было. Летняя ночь в южных широтах успокаивает человека. Даже если он идет на смерть.
Ильину вспомнился родной, тихий Углич. Там было тоже покойно на душе, как сейчас. Но по другому. От понимания, что родная земля. А здесь все по другому. Люди, природа, земля дышали не истребимым желанием расширяться, поглощать больше воздуха, пищи. Человек был здесь таким же - хотел всего и побольше. А на Руси-матушке такого нет. Утром встал, солнце встало. Слава Богу! Значит надо жить, хлеб сеять, ремеслом заниматься. Чужого не надо, своего не отдадим.
От мыслей Ильина отвлек всплеск, а за ним взрыв. Обдало соленой водой. Турки заметили брандеры. Вот загорелся один, за ним второй брандеры. С них посыпались моряки. Два мощных взрыва ослепили Ильина, а самое главное турецких канониров.
У турок уже горели два линейных корабля в передовой линии. Их зажгли русские канониры. Огонь с них перекидывался на оставшиеся в передовой линии шесть турецких кораблей.
Брандерам надо было добраться до второй линии, где скучковались 7 турецких линейных корабля.
Один брандер сцепился с уже горевшим линейным кораблем передовой линии. Ильин недовольно помянул иностранца Маккензи, который командовал этим брандером. Теперь до второй линии мог добраться только его брандер.
- Вот так всегда! Как премии получать или на дворцовом паркете расшаркиваться так всегда берут чужеземцев. Они и выглядят получше и политесу обучены. А как надо тяжелую работу сделать то тут свой нужен русский офицер - неприязненно подумал о порядках в российском флоте и армии Ильин.
Горевать было некогда. Ильин встал на носу брандера, чтобы моряки видели, что он не пасует.
- Давай ребятушки! Семи смертям не бывать, одной не миновать - подбадривал лейтенант моряков.
Из-за горевших кораблей все вокруг было освещено как днем. Но видно храбрецам действительно везет. Брандер проскочил сквозь первую линию буквально борт к борту с турками. Их даже окликали. Но не стреляли. Видимо не ожидали что кто-то решится на такое. А ведь достаточно одного пистолетного выстрела и брандер взорвался бы.
Бог миловал! Даже случайное ядро близко не пролетало. Брандер подошел к турецкому 84-пушечному линейному кораблю и прицепился к нему.
Ильин приказал своим морякам спускать шлюпку. Сам спустился в пороховой погреб и зажег запалы.
И давай ноги! Ильин спустился к морякам в шлюпку, которые терпеливо ждали своего командира. А могли бы уже уплыть. Не стали такого делать, родимые!
Шлюпка отдалялась от турецкого корабля. На нем уже увидели огонь с борта. Раздавались крики, которые перекрыл мощный взрыв. Турецкие корабли стали гореть почти одновременно. Со второй линией было покончено. Да и со всем турецким флотом.
Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы