Я отправилась на спектакль с большим предубеждением. Но обошлось.
Вот что пишет постановщик Петер Штайн:
Когда Радамес ведет египетские войска против эфиопов, душа несчастной Аиды находится в полном смятении.
И дальше:
Мы привыкли думать, что «Аида» – это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами, желательно даже со слонами на сцене. И все время – forte, forte, forte! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину.
Уважаемые просвещенные читатели, может, и откроют партитуру, а вот малограмотному, но любознательному автору в этом мало проку.
Вместо этого я завернула на вводную лекцию – по случаю открытия сезона и возобновления спектакля одновременно. Наверное.
Из полезного – фото очень красивого зала и старорежимных кресел; нынешние в Стасике, конечно, удобны, но простоваты.
Да, еще запомнилось, что постановкой заинтересовались в Ла Скала и попросили сделать им такую же, но со своими певцами. Ну что ж, режиссер пришлый, ему какая разница…
И вот не успела отыграть увертюра, а уже некоторые опасения начали сбываться. На панели, где идет перевод, создатели спектакля предусмотрительно указали: «Дворец фараона в Мемфисе». Они так будут делать на каждой новой картине, потому что иначе нельзя понять, где, собственно, происходит действие:
«Дворец фараона» - это две голые стены. Вернее, одна стена, а в ней - большая квадратная дыра.
Вот только не надо мне говорить, что минимализм в искусстве – это свободный выбор художника, а не вынужденная мера ввиду отсутствия средств!
Я обычно во время действия не фотографирую, но тут стало так скучно… Да и сидела я на последнем ряду, никому не мешала.
Нет, конечно, стиль, вкус и даже некоторое изящество присутствуют.
Взять хотя бы костюмы: жрецы – все в белом, государственные чиновники – в золоте, народ – в чем-то неопределенно серо-буро-малиновом "немарком". Лучше всех, как это ни забавно, одеты пленные эфиопы – приятная бирюза на кофейном фоне.
В сценах, где участвуют только солисты, единственное яркое пятно – Аида, вот вы ее видите на фото.
Да и это не главное… В конце концов, оперу слушают, а не смотрят?
Но и тут не все гладко. Я шла именно на этот состав, всех певцов слышала раньше, и не один раз.
Наверное, полтора года бесплатных пандемийных трансляций лучшего из Метрополитен-оперы сделали свое дело. А может, они еще просто не освоились – первый спектакль сезона же…
В общем, выходная ария Радамеса в исполнении Наджмиддина Мавлянова звучала скованно, дежурно, без настроения и на одной ноте. Как будто он не с судьбоносным посланием к «небесной Аиде» обращается, а за бумажкой в ЖЭК. Собственно, всю оперу целиком я знаю не очень хорошо, зато именно эту арию – почти наизусть. Знаете, почему? Так я же рассказывала...
Обе барышни – Аида/Елена Гусева и Амнерис/Лариса Андреева – оставили у меня впечатление такое, что певицы они хорошие, но эти крупные партии им еще на вырост… Подробнее могу пояснить, если кому-нибудь интересно…
Фараон/Роман Улыбин совсем огорчил. Даже для представителя власти – ну уж очень дубовый звук.
Зато другой бас, жрец Рамфис/ Феликс Кудрявцев – так гулко призывал ополчиться на соседнюю страну, прямо как набатный колокол!
А кто меня вновь порадовал? Конечно же, любимец публики, баритон Андрей Батуркин/лихой Амонасро. Какую ему устроили овацию! Просто загадка – один-единственный раз я слышала его в главной партии – это был Онегин, очень не очень… Зато все партии второго плана – просто блеск! Особенно военные – «Любовный напиток», «Манон».
На этом можно было бы и закончить…
Но к концу первого действия – на самом деле оно второе, режиссер уложил четыре акта в два, почти три с половиной часа, и всего один антракт, это нелегко выдержать – тем не менее, к знаменитому маршу, который так нравился профессору Преображенскому, мое настроение стало меняться. Нет, с вокальной точки зрения все осталось по-прежнему, так себе. А с чисто постановочной - получше.
При всем скуповатом оформлении армейский марш они сделали хорошо, и трибуны красиво сделали, и направление – эдак по диагонали. И костюмы меняются – у лучников одни, у всадников – другие, у не помню кого еще – третьи. А уж как победоносный Радамес красным флагом размахивает – просто блеск!
Потом, после антракта, и артисты приободрились. Честно вам скажу, вначале я их почти не слышала. Может, дирижера Тимура Зангиева убедительно попросили немного привернуть оркестр?
Кстати, я очень люблю его видеть за пультом! Знаете, почему? Как и маэстро Феликс Коробов, он надежно загораживает лампу, освещающую ноты – она прямо в глаза бьет! Вы не замечали? Нет?
А еще сейчас мне вот что пришло в голову:
Может, буфет виноват в моем плохом настроении, а вовсе не артисты? Мало того, что кофе с тирамису мне обошлись в 850 руб. (!)
Так еще потом пришлось активированный уголь глотать… И уже не первый раз такое безобразие с их десертами! Вот тут про их старый буфет
На этой не очень оптимистической ноте – пока все.
Если хотите пойти и есть вопросы, задавайте.
Я бы подлиннее написала, но нет уверенности, что современный читатель осилит почти две страницы текста…