«Дура!» - раздалось в парадной зале Зимнего дворца. Это император Петр III так о своей жене императрице Екатерине. И чем же эта далеко неглупая женщина так разгневала своего супруга, что он ее не только прилюдно дурой обозвал, так еще чуть было не посадил под арест.
Итак, это случилось 10 мая 1762 г. – в день празднования заключения мира с Пруссией. По правде говоря, заключение мира с практически поверженным врагом – так себе достижение. Но Петр III был им очень доволен и устроил по этому поводу настоящий праздник.
Во время торжественного ужина он провозгласил тост за императорскую фамилию. Все, кроме императрицы Екатерины, поднимаются и пьют. Петр III не понял: почему жена не встала. За разъяснениями он отправляет к ней адъютанта Андрея Гудовича. Екатерина ответила, что вставать ей и не следовало, поскольку императорская фамилия состоит из императора, ее самой и их сына.
Петр III, услышав ее ответ, так и взвился и велел Гудовичу передать, что она дура раз не знает, что в их императорскую фамилию входят еще его дяди - принц Жорж и его высочество принц Голштейн-Бекский. Но не смог дотерпеть пока Гудович донесет это послание до государыни, и громко выкрикнул: «Дура!».
Глаза Екатерины наполнились слезами. Но надо держать лицо. Небольшое замешательство и Екатерина Алексеевна уже улыбается сквозь слезы шутке графа Строгонова. Тогда ей пришлось стерпеть оскорбление. Только Петра III ее улыбка просто взбесила. Не для того он ее оскорблял, чтобы вместо слез видеть улыбку. Ведь так Екатерина показала ему свою силу. И тогда он решил расправиться с ней окончательно и объявил государыне арест. Благо, арест этот не состоялся благодаря заступничеству принца Жоржа, который уговорил племянника отменить приказ.
Да, тот праздник у Петра III удался. Только праздновать оставалось ему совсем недолго. Время его правления, да и жизни стремительно приближалось к концу. Не пройдет двух месяцев и на престол взойдет его жена Екатерина II. Екатерина Великая.
Плохая эта была идея называть дурой такую умную и сильную женщину как Екатерина II. А еще хуже было дать понять императрице, что она вот-вот окажется за пределами императорской фамилии. И в скором будущем ее ждет, если не арест, так монашеская келья. Да, и о своем намерении отправить жену в монастырь Петр III тоже не постеснялся поделиться с окружающими.
Вообще, Петр III был большой мастер по плохим идеям. Он ими буквально фонтанировал. К чему это его привело, мы все знаем. По сути, Петр III своим поведением вынудил Екатерину на дворцовый переворот. А гвардейцев, поддержать ее. Но это уже другая история.