Найти в Дзене

О дореволюционных сладостях⁠⁠

А. И. Корзухин "Время для чая" (1890)
А. И. Корзухин "Время для чая" (1890)

Основным подсластителем в 18 веке и начале 19-го был мед. Его ели просто так, намазывали на хлеб, добавляли в выпечку. На его основе долгое время варили большую часть варенья. Сахар в России появился достаточно поздно. В 18 веке он был привозной тростниковый и, как и остальные колониальные товары, стоил очень дорого. Цена зависела в первую очередь от степени очистки, исходя из этого, выделялись различные сорта. Пробовали в 18 веке открывать и собственные сахарные заводы, но сырье все равно было импортным. Немного доступнее сахар стал в начале 19 века с появлением в России сахарной свеклы. В дальнейшем цена продолжила снижаться, но все-таки этот товар еще долго был по карману далеко не всем. Продавали сахар в виде «сахарных голов», которые представляли собой твердые конусы. От них отламывали порционные части специальными щипцами для колки сахара. Твердые кусочки обычно ели вприкуску, а не размешивали. На некоторых картинах, изображающих чаепитие можно увидеть лежащие на столе твердые куски сахара. Подробный пост об этом у меня уже был. Отдельно хочется остановиться на том, какие кондитерские изделия делали дореволюционную жизнь слаще. А еще взглянем на картины со сладостями.

К. Е. Маковский "Помещица" (1886)
К. Е. Маковский "Помещица" (1886)

Одной из самых популярных сладостей, пожалуй, было варенье. Его в 18 веке чаще варили на меду, просто потому что это было гораздо дешевле. Но многие старые рецепты перекочевали и в 19 век. Практически во всех более-менее обеспеченных домах обед заканчивался подачей чая, а вместе с ним обычно подавали варенье в вазочках. Чем больше видов варенья – тем рачительнее считались хозяева.

В. Е. Маковский "Варят варенье" (1876)
В. Е. Маковский "Варят варенье" (1876)

Также была очень популярна сладкая выпечка. Стоила она значительно дороже обычного хлеба. Отсюда разные поговорки вроде «Погнался за ломтем – потерял коврижку». Или «Ни за какие коврижки, ни за белые калачи», хотя сейчас чаще вспоминают только первую часть. В словаре Даля сказано так: «Коврижка битый пряник, с узорами; известны вяземские коврижки. Большая, круглая и узорная коврижка почетно подносится на свадьбах и других обрядах». «Кяхтинский чай да муромский калач – завтракает богач». Калач – пожалуй, самая известная русская выпечка. Появилась она еще в допетровскую эпоху, и в 17 веке были официально введены стандарты производства и веса данного «хлебобулочного изделия», а соблюдение требований даже контролировали уполномоченные лица. В Москве существовала целая Калашная слобода, давшая название Калашному переулку. Изготовление калачей считалось отдельной специализацией. Самые известные калачи выпекались в Муроме. Для них использовалась более дорогая ситная мука, которая просеивалась через сито, а не через решето, поэтому была более мелкая и мягкая. Тесто перед выпечкой долго терли, и после выпекания оно было мягким и пористым. Второе название муромского калача – тертый (людей этим словосочетанием стали называть именно в честь данного лакомства). А еще было множество видов пряников, самых разных пирожков, баранок и многого другого. Со временем четкая специализация у пекарей начала отходить в прошлое, и все больше открывалось универсальных пекарен, где пекли и калачи, и пирожки, и сайки, и сладкие булочки.

А. И. Корзухин "Возвращение из города" (1870)
А. И. Корзухин "Возвращение из города" (1870)

Конфеты и пирожные появились в России в 18 веке, и считались они, скорее, баловством и предметом роскоши. Иметь своего кондитера было престижно, поэтому помещики либо приглашали опытных мастеров, либо непременно старались отправить учиться к ним кого-нибудь из своих крепостных. Из книги Д. Д. Благово «Воспоминания бабушки»: «В то время кушанья не подавали из буфета, а все выставляли на стол, и перемен было очень много. В простые дни, когда за-свой обедают, и то бывало у бабушки всегда: два горячих — щи да суп или уха, два холодных, четыре соуса, два жарких, два пирожных. А на званом обеде так и того более: два горячих — уха да суп, четыре холодных, четыре соуса, два жарких, несколько пирожных, потом десерт, конфеты, потому что в редком доме чтобы не было своего кондитера и каждый день конфеты свежие». Естественно, речь шла о штучном производстве.

Н. П. Богданов-Бельский "Новые хозяева" (1913)
Н. П. Богданов-Бельский "Новые хозяева" (1913)

Со временем росла популярность кофеен и кондитерских, но и в них сладости выпускались ограниченными партиями по индивидуальным рецептам. Самая первая и известная кондитерская начала работу на Невском проспекте и существует до сих пор (сейчас – «Литературное кафе»), но о дате ее открытия достоверных сведений нет, предположительно, в 1812 году. В кондитерских можно было и отведать сладостей на месте, и разместить частные «спецзаказы» для особых случаев. Из воспоминаний А. М. Фадеева: «Екатерина Васильевна Кожина, воспитанница Смольного монастыря и бездетная вдова, женщина умная, но несколько причудливая и неподатливая. Ее состояние было несравненно в лучшем положении, нежели у братьев и матери, но зато расчетливость ее, или даже скупость, составляя отличительную черту ее характера, служила источником многих курьезных анекдотов, вероятно, до сих пор памятных в Пензе. Раз в год, на свои именины, в Екатеринин день, она давала в Пензе бал, на котором не было других конфект, как собранных ею в продолжении целого года на других балах, для чего и носила всегда огромный ридикюль. На одном из таких ее балов, в числе угощения, на подносе с конфектами, красовался большой сахарный рак, который тотчас же был узнан прежним его владельцем, князем Владимиром Сергеевичем Голициным, так как был прислан ему с другими конфектами, выписанными из Москвы для его бала, за несколько месяцев перед тем. Голицын подошел к подносу, взял своего рака и с торжественным возгласом: “мое — ко мне!” — опустил его себе в карман. Эта проделка, хотя несколько сконфузила хозяйку, но ничуть не исправила».

Ф. С. Журавлёва «Купеческие поминки» (1876)
Ф. С. Журавлёва «Купеческие поминки» (1876)
-7

По-настоящему массовым производство сладостей стало во второй половине 19 века. Тогда появились и многие ставшие легендарными бренды. Самыми известными были «Сиу» и «Эйнем». Датой основания «А. Сиу и Ко» считается 1855 год, когда в Москве открылась кондитерская француза А. Сиу. К началу 20 века компания располагала сетью фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. Позже этот бренд стал также выпускать парфюмерию. Товарищество «Эйнем» было основано в 1851 году, когда в Москве появилась шоколадная мастерская Т. фон Эйнема. В начале 20 века компания «Эйнем» владела фабриками в Москве, Симферополе и Риге, а также несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. Бренд славился креативной рекламой и оригинальными по тем временам маркетинговыми шагами. Например, они стали делать вкладыши с открытками, сувенирами, схемами вышивки или нотами. После революции оба предприятия были национализированы и работают до сих пор под другими названиями: «Сиу» стал «Большевиком», «Эйнем» - «Красным Октябрем». Из русских производителей сладостей самыми известными были купцы Абрикосовы, коих в итоге сложилась целая династия. К началу 20 века на фабрике Абрикосова в Сокольниках работали 1900 человек и производилось около 4000 тонн шоколада, конфет, бисквитов и других сладостей в год. Теперь это Бабаевская фабрика. Из воспоминаний А. Я. Гуревича: «Филиппов был самым известным булочником в Москве и имел такую же торговлю в Петербурге, но поскромнее, чем в Москве. На вывесках у него красовались гербы с надписью “Поставщик двора Его Величества”. Хотя это звание имели многие фирмы и приобреталось оно за деньги, надо отдать справедливость отличным хлебным изделиям этой фирмы: пышный белый “ситный” хлеб с изюмом, калачи и жареные пирожки с разной начинкой были вне конкуренции. Кроме того, была всевозможная сдоба (плюшки), пирожные, булочки, черный хлеб, баранки, сушки и т. п. Никакой внутренней стены между булочной и кафе не было, и официанты могли подавать любой товар прямо из магазина на столик кафе, помимо блюд, заказанных на кухне… Специализированные кондитерские магазины в центре города принадлежали иностранцам Сиу, Эйнем и Альберт. Первые две фирмы имели свои большие кондитерские фабрики. Из русских кондитеров наибольшей известностью пользовался Абрикосов, имевший магазин на Тверской, рядом с домом генерал- губернатора. Фирма Сиу не стеснялась одновременно торговать писчебумажными и парфюмерными товарами».

К. Е. Маковский "Разговоры по хозяйству" (1868)
К. Е. Маковский "Разговоры по хозяйству" (1868)

Еще один легендарный бренд – «Ландрин». В. А. Гиляровский описал его появление так: «Вот хоть взять конфеты, которые «ландрин» зовут… Кто Ландрин? Что монпансье? Прежде это монпансье наши у французов выучились делать, только продавали их в бумажках завернутые во всех кондитерских… А тут вон Ландрин… Тоже слово будто заморское, что и надо для торговли, а вышло дело очень просто. На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева это монпансье работал кустарь Федя. Каждое утро, бывало, несет ему лоток монпансье, — он по-особому его делал, — половинка беленькая и красненькая, пестренькая, кроме него никто так делать не умел, и в бумажках. После именин, что ли, с похмелья, вскочил он товар Елисееву нести. Видит, лоток накрытый приготовлен стоит. Схватил и бежит, чтобы не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него:

— Что ты принес? Что?..

Увидал Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки, схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской… Бегут гимназистки, одна, другая…

— Почем конфеты? Он не понимает…

— По две копейки возьмешь? Дай пяток.

Сует одна гривенник… За ней другая… Тот берет деньги и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили лоток и говорят:

— Ты завтра приходи во двор, к 12 часам, к перемене… Как тебя зовут?

— Федором, по фамилии Ландрин…

Подсчитал барыши — выгоднее, чем Елисееву продавать, да и бумажки золотые в барышах. На другой день опять принес в гимназию.

— Ландрин пришел!

Начал торговать сперва вразнос, потом по местам, а там и фабрику открыл. Стали эти конфеты называться «ландрин» — слово показалось французским… ландрин да ландрин! А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит». Гиляровский, который до революции работал в желтой прессе, вероятно, историю придумал. Как и байку о том, что булочки с изюмом придумал Филиппов после того, как получил нагоняй за найденный в его булке таракан и заявил, что это была изюминка. На сохранившихся упаковках красуется «Георг Ландрин». Он был предположительно родом из Прибалтики, возможно, из остзейских немцев, но достоверных сведений о его происхождении нет. Карьеру свою он начинал предположительно в столице в легендарной кондитерской на Невском, а фабрику по производству монпансье основал в 1860 году на Большом Сампсониевском проспекте, 77 (сейчас в этом здании следственный комитет). Известно, что на Парижской выставке в 1869 конфеты получили Гран-при и стали экспортироваться за рубеж. В 1880 году Георг Матвеевич Ландрин стал официальным «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Позже предприятие переехало, а в 1911 году было переименовано в Паровую фабрику конфет, шоколада и бисквита, потому что на нем была установлена паровая машина. В начале 20 века на предприятии трудилось около 300 человек. Сейчас оно известно как «Азарт». И это только самые известные дореволюционные бренды, а небольших фабрик и пекарен в любом крупном городе были десятки.

Б. М. Кустодиев "Купчиха за чаем" (1918)
Б. М. Кустодиев "Купчиха за чаем" (1918)

Этот материал также можно увидеть на моем канале тут

#картина #живопись #история #историяроссии #российскаяимперия #еда #сладости