Страны ЕС в очередной раз не смогли договориться о введении предельного уровня цен на российские нефть и газ. Эта эпическая история напоминает историю с нефтяным эмбарго, которая мучительно тянется уже месяц.
В преддверии саммита ЕС 6 октября представители стран-членов ЕС пытались выработать общие параметры для введения предельного уровня цен на российские нефть и газ. Эмбарго на нефть вступит в силу 5 декабря, а эмбарго на нефтепродукты - 5 февраля.
Однако нет эмбарго на нефть, поступающую из России по трубопроводу (нефтепровод "Дружба"). Это примерно 600 000-800 000 баррелей в сутки. По сути, введение предельной цены касается именно этого объема, против чего логично выступает Венгрия. Ведь если будет подписано ценовое соглашение, Россия не будет поставлять нефть по "Дружбе".
Кипр, который зарабатывает на фрахте, также выступил против нового постановления ЕС, которое запретит поставки нашей нефти, если они будут выше установленной цены. По логике вещей, это было бы верно. Но поскольку Кипр не берет плату за фрахт, это будет стоить нам больших денег.
Но рано или поздно ограничение на цены на нефть все равно будет введено. Бензин под вопросом, но нефть точно согласится. Как обычно, они потратят много времени и пойдут на некоторые уступки "отказникам", чтобы компенсировать свои потери. Но в конце концов соглашение будет достигнуто.
Но весь эффект от таких ограничений будет потерян. Лучше стрелять быстро, когда цепочка поставок находится в некотором беспорядке, и нет времени на реорганизацию. Таким образом, если поставки российской нефти упадут, их можно будет дополнить поставками из других стран. Конечно, это не идеально. Но отчасти это так.
Иран, например, может увеличить свое производство и предложить значительные скидки на товары. Его логистика не является проблемой. За десятилетия Иран построил самый большой танкерный флот в мире. И те, кто покупал нефть у иранцев, наверняка не будут бояться делать это и дальше.
Но бюрократия ЕС в очередной раз продемонстрировала свою полнейшую неэффективность, что, конечно же, нам на руку. В последние месяцы Россия почти полностью переориентировала свой нефтяной экспорт, оставив ЕС от 2 до 2,2 млн баррелей в сутки, треть из которых - трубопроводная нефть. Разумеется, оставшийся объем также будет продаваться на рынке.
Сейчас российские компании планомерно восстанавливают свою логистическую и финансовую инфраструктуру, включая страхование грузов. Когда предельная цена будет установлена, можно не сомневаться, что Россия ее не почувствует.
На фоне всего этого интересно послушать заявления, поступающие из-за океана. Нефтетрейдер Vitol заявил, что из США в Европу будет поставляться около 1 миллиона баррелей нефти в день. На самом деле эта информация не соответствует действительности и больше похожа на информационную свалку.
Во-первых, 1 миллион баррелей в день американской нефти уже поставляется в Европу. Впервые за последние десятилетия США являются нетто-экспортером нефти; они не могут поставлять в ЕС более 1 млн. баррелей в день.
2-е. Этот миллион баррелей в день поступает из запасов нефти, которые тают с каждым днем. Уже сегодня их объем составляет чуть более 400 млн баррелей, что является самым низким показателем с 1984 года. На этом фоне Белый дом опубликовал сегодня следующее заявление
Следующая продажа сырой нефти из стратегического запаса направлена на то, чтобы обратить вспять сокращение добычи странами ОПЕК+
Напомним, что текущая программа заканчивается 31 октября. В Стратегическом запасе останется около 380 миллионов баррелей. Да, этого еще хватит на некоторое время. Однако, учитывая рост спроса в четвертом квартале, это ненадолго.
В настоящее время на мировом энергетическом рынке наблюдается временное затишье. Это происходит в ожидании окончания тепловой волны и отопительного сезона. Но ожидание будет недолгим. Очередной скачок цен неминуем.