Просмотр десятков фильмов, градация эмоций в кадре и запутанный сюжет — как мастер кино использовал все это в работе с актерами, читаем в статье.
Зарождение идеи
«Остров проклятых» — это история о двух федеральных приставах, которые направляются расследовать исчезновение пациентки из лечебницы для душевнобольных преступников на острове неподалеку от Бостона.
Однажды вечером, в 22:30, Мартин Скорсезе начал читать сценарий Лаэты Калогридис по детективному роману Денниса Лихэйна «Остров проклятых» (2003). Начал — и не смог оторваться.
«Как только я прочитал эту книгу, то понял, что по ней нужно делать фильм, — рассказывал Скорсезе. — Я тянулся к этой истории, как мотылек к пламени».
Книга была задумана Лихэйном как «дань уважения фильмам категории “Б” и макулатурному чтиву». Иными словами, это манна небесная для Скорсезе, который всегда готовил своих актеров и съемочную группу, показывая им классические фильмы.
Главная роль
Скорсезе писал о работе с Ди Каприо так:
«Остров проклятых»: как Ди Каприо снимался в шедевре Скорсезе
«С Лео всегда интересно участвовать в процессе открытия. Интересно — но нелегко, потому что мы никогда не знаем, каким будет этот процесс, и поначалу он всегда пугает.
И потом пугает, когда Лео действительно погружается в этот процесс, и мы начинаем снимать все составляющие его слои. Вот такая же история приключилась и с «Островом проклятых».
Мне кажется, что к тому времени, когда мы закончили фильм, он был очень удивлен тем, насколько далеко в психологическом и эмоциональном планах мы ушли от исходного представления. Это, наверное, самый сложный фильм из всех, в которых он участвовал».
Наглядное пособие
«Остров проклятых» — это лента, которая более других творений Скорсезе, была сформирована в просмотровом зале.
Первая лента, которую Скорсезе показал Леонардо Ди Каприо, Бену Кингсли и Марку Руффало, была «Лора» Отто Премингера — о детективе (Дэна Эндрюс), который влюбляется в жертву убийства (актриса Джин Тирни).
Скорсезе был очарован тем языком тела, который продемонстрировал в фильме Эндрюс:
«Как он двигался в кадре! Плечи опущены, никогда никому не смотрит в глаза…»
Затем режиссер показал актерам классический нуар Жака Турнера «Из прошлого», в котором главные роли исполнили Роберт Митчем, Джейн Грир и Кирк Дуглас.
Он хотел, чтобы Ди Каприо снова обратил внимание на то, как двигался Митчем, который «никогда не пытается сосредоточиться на ком-либо, всегда оглядывается вокруг, потому что он всех подозревает».
Когда сеанс закончился, Ди Каприо зааплодировал и сказал Скорсезе:
«Это самый крутой фильм, который я видел в своей жизни».
Головоломка «Тедди»
Создание фильмов, которое когда-то было для Скорсезе способом взаимодействия с реальным миром, становится формой ухода от него. Сложный сюжет Лихэйна сделал историю малодоступной почти для всех участников.
Во время съемок Скорсезе много читал произведения Кафки, в частности его последний незавершенный рассказ «Нора». В нем речь идет о похожем на крота существе, бегающем по сложной системе туннелей, которые оно строило в течение всей своей жизни.
«Тедди был похож на гигантскую головоломку», — высказался Ди Каприо о своем персонаже.
Он называет его «этот бедный ублюдок» за череду кошмаров, через которые он проходит: едва не падает со скалы, катится по склону холма и т. п., переходя от одной жестокой реальности к следующей.
«Те несколько недель, которые провели на съемках, были самыми сложными в моей жизни. Работа была весьма напряженной, а фильм становился все мрачнее и все более эмоционально окрашивался — куда сильнее, чем мы ожидали», — говорил актер.
Однажды он повернулся к Скорсезе и сказал ему:
— Я понятия не имею, где я нахожусь. Что я сейчас делаю? Что тут творится?
Ожидания vs реальность
«Я думал, что это будет забавная картина. Но она оказалась весьма тревожной. Все дело в теме произведения — и природе разных уровней, которые мы должны пройти. Но такова уж природа кинопроизводства», — отмечал Ди Каприо.
Но Скорсезе советовал Лео не волноваться, снова поработать над сценой, сделать еще один дубль. Так они снимали раз за разом, толкая фильм вперед.
К концу работы они разработали простой числовой код (1, 2, 3), чтобы указывать, насколько экстремальным будет поведение персонажа в той или иной сцене.
«Это был процесс открытия — во всем», — рассказывал Скорсезе.
Успешный тандем
Наверное, впервые за всю историю сотрудничества Скорсезе и Ди Каприо сила актерского мастерства последнего так явно подкрепляется мистическим очарованием образов, созданных фантазией Скорсезе.
«Остров проклятых» — редкий пример триллера, который в воспоминаниях производит большее впечатление, чем при просмотре. А может быть, это вполне естественно для фильма, насыщенного воспоминаниями? Есть фильмы, которые невозможно назвать новыми. Это просто старые фильмы, которые дождались своего часа.
Ну как, захотелось посмотреть фильм? А пересмотреть?
Когда знаешь закулисную историю картины, сам киносеанс становится ярче.