«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» − именно такими словами завершается комедия Грибоедова «Горе от ума». Их произносит Фамусов после скандала между его дочерью и пришедшем на бал Чацким. Почтенного отца семейства в первую очередь беспокоит возможное осуждение в глазах общества, удар по репутации.
Несмотря на то, что действие пьесы происходит несколько столетий назад, некоторые вещи не теряют своей актуальности, например, страх осуждения.
При решении конфликта самый простой (и поэтому самый привлекательный) вариант − быстро назначить виновного, повесить на него всю ответственность, потребовать возмещение ущерба и запретить конфликтовать вновь.
Этот подход настолько плотно вошёл в нашу культуру, что даже нашёл отражение в детском фольклоре: «Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!». Правда, многие забывают продолжение «А если будешь драться, то я буду кусаться!», что указывает на неизбежность нового конфликта, причём более острого.
Проблема в том, что запрет на конфликты часто ошибочно принимают за разрешение конфликта. А быстрое назначение виновного − за эффективный анализ ситуации.
На самом деле это не так: формально виноватый не всегда действительно виновен, а причины раздора могут остаться невыясненными и породят новую ссору.
Важно понимать, что ссора − продукт совместного творчества. Оба участника вносят свой вклад в раздувание пожара (пусть и не всегда равнозначный). Поэтому, назначая абсолютную жертву и абсолютного виновника, реальная история конфликта и его предпосылок будет искажена. А в участниках зародится чувство несправедливости.
Гораздо более эффективным будет непредвзятое отношение: мы собрались не для того, чтобы судить и обвинять, а выяснить, почему произошёл конфликт и найти решение проблемы.
Стороны не должны оправдываться. Они должны делиться своими переживаниями. Важно, чтобы все осознали сами и рассказали другой стороне, в чём именно заключается урон от конфликтной ситуации.
Возможно, дело не в самой драке, а в долгих и систематических словесных перепалках. Или дело в какой-то старой обиде. Или неправильной интерпретации поступка… Может быть масса вариантов. И очень важно не упустить их из виду.
Школьная служба примирения даёт возможность сторонам безопасно поговорить и дать каждому возможность быть услышанным. Именно в такой, безопасной для всех среде, возможно не формально, а вдумчиво разобрать ситуацию конфликта и не допустить возникновения нового.
Бесконфликтная среда − это не место, где люди не могут конфликтовать. Это среда, в которой люди способны эффективно решать свои разногласия, без лишних потерь и с минимальными рисками повторения.
#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ШколыКолледжиМосквы #ШкольнаяСлужбаПримирения