Найти в Дзене
Татарский Мир

Человеческий капитал и человеческий потенциал. Что мы знаем об этом?

Оглавление

Понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» активно используются в современном научном, официальном и общественных пабликах. Причем в социально-гуманитарных науках, а также в средствах массовой коммуникации они зачастую отождествляются и применяются как синонимы. Однако данные понятия хотя и являются родственными, но имеют смысловые различия.

Фото: https://tengritravel.kz/
Фото: https://tengritravel.kz/

Человеческий капитал

Понятие «человеческий капитал» появилось в рамках экономической теории человеческого капитала, которая возникла в середине XX в. Становление постиндустриального и информационного общества, формирование инновационной экономики вызвали серьезные изменения профессиональной и квалификационной структур общества: повышается роль и доля высококвалифицированных специалистов и работников интеллектуального труда и снижается доля работников неквалифицированного труда.

В национальных богатствах развитых стран происходит процесс активного замещения природного, физического капиталов человеческим, объем инвестиций в человеческий капитал существенно возрастает.

Плакат "Молодой инженер, в цех!", 1956 г. Фото: https://www.historyworlds.ru/
Плакат "Молодой инженер, в цех!", 1956 г. Фото: https://www.historyworlds.ru/

Основоположниками теории человеческого капитала считаются американские экономисты Т. Шульц и Г. Беккер. Т. Шульц впервые использовал понятие «человеческий капитал» и дал его определение, подчеркнув высокую значимость человеческого капитала как фактора производства и экономического роста. Анализируя концепцию капитала, Т. Шульц делит его на две части – человеческий и нечеловеческий. Г. Беккер определил человеческий капитал как запас знаний работника, необходимый для трудовой деятельности и обуславливающий формирование прироста дохода.

В целом можно выделить три основных этапа эволюции понятия человеческого капитала:

- на первом этапе происходит актуализация идеи важности человеческого фактора среди других факторов производства и развития общества (понятие «человеческий капитал» еще не используется научным сообществом);
- на втором этапе формируется концепция человеческого капитала (возникновение понятия и его использование в узком значении);
- на третьем этапе происходит углубление экономического анализа, возникновение различных прикладных теорий в рамках данной концепции, расширение границ и активное использование данного понятия в междисциплинарных исследованиях.

Сегодня понятие «человеческий капитал» чаще всего используется в более широком значении, что приводит к размыванию его понятийных границ и, по сути, отождествлению с понятием «человеческий потенциал». Однако человеческий потенциал имеет свои смысловые особенности.

Человеческий потенциал

Понятие «человеческий потенциал» имеет свою историю развития, также связанную с общественными трансформациями, становлением экономики знания и возрастанием значимости человеческого фактора. Первостепенная значимость человеческого фактора в развитии нового общественного уклада отразилась в идеологии возникшего в 1940-е гг. общественного движения за развитие человеческого потенциала. Сторонники этого движения считали необходимым развитие и реализацию имеющихся потенциальных нераскрытых (прежде всего экстраординарных) возможностей людей.

Более четкое осмысление и развитие данное понятие приобретает в концепции человеческого развития, возникшей в конце 1980-х гг. По инициативе Комитета ООН по планированию развития проводятся ряд исследований, положивших научное обоснование идеи о наивысшем приоритете развития человека и человеческого потенциала.

https://abkhaz-auto.ru/n/
https://abkhaz-auto.ru/n/

Фундаментальная ценность человека и его развития

На рубеже ХХ-ХХI вв. продолжается пропаганда и обоснование идеи фундаментальной ценности человека и его развития. Человек как главный субъект ставится в фокус перспектив социально-экономического развития государств. Разрабатываемые учеными и экспертами концептуальные положения заложили основы Программы развития ООН (ПР ООН) и отражаются в ежегодных докладах и «Отчетах о развитии человечества».

В широком смысле человеческий потенциал можно определить как способности, качества, готовность и возможности человека или группы людей, которые обуславливают их мотивацию, потребности, направления и результаты активности.

На национальном уровне человеческий потенциал является интегральной формой разнообразных свойств и характеристик населения страны, отражающих готовность, уровень и возможности его развития при определенных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческий капитал представляет «активный» сегмент человеческого потенциала.

Это те компетенции, способности, навыки, умения, которые используются на данный момент и приносят прибыль, доход их владельцу (человеку, организации, социальной группе или общности), или те, что производят, способствуют созданию общественных благ.

Человеческий потенциал при исключении из его состава человеческого капитала будет представлять собой «пассивные» элементы (умения, навыки, способности, компетенции). Составляющие «пассивного» сегмента человеческого потенциала разнородны.

Фото: https://image.jimcdn.com/
Фото: https://image.jimcdn.com/

Это и те способности, компетенции, которые устарели безвозвратно, не могут быть использованы в изменившихся экономических, производственных, социальных условиях. Это и те способности, навыки, которые устарели, но могут быть усовершенствованы, и, впоследствии, опять стать «актуальными». Это и те способности, которые находятся в процессе своего развития.

О.В. Лаукарт-Горбачева, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат социологических наук