Поменять ролями первый и второй планы пейзажа, делая бескрайние просторы небес, полей и рек истинными героями полотен. Позволить тонам и контрастам самостоятельно формировать настроение картины, низводя образы и явления, изображённые на холсте, до роли опорных точек простого и ясного сюжета. Овладеть техниками эпохи модерна, этого «серебряного века» европейской живописи — и обратить их сильнейшие стороны (целостность атмосферы произведений, их выразительную достоверность, способность совмещать декоративность и символизм) к вящему благу старой-доброй русской живописной традиции. Во всей её лиричной, сдержанной, самосозерцательной красоте.
Просто взгляните, дорогой читатель, на эти тонкие берёзки, трепещущие хрупкой осенней листвой на фоне исполинских облачных армад... На то, как череда ослепительно-синих просветов, глядя на хмурый пейзаж в прорехи меж тучами, меняет его настроение. Задаёт неожиданные темп и ритм живописному повествованию. Какой волшебный союз изящества и монументальности!
Казалось бы: рецепт успеха не так уж замысловат. И им могли бы воспользоваться десятки, а то и сотни талантливых мастеров. Но отчего-то в истории отечественного изобразительного искусства есть лишь один Григорий Михайлович Бобровский. Гений синтеза лирики и реализма. Художник, чьи произведения близки по духу то русской иконописной традиции, то французской классике импрессионизма, а то и немецкой «новой предметности», более всего на свете страшившейся впасть в формализм и утратить духовные ориентиры.
Поразительно, но факт: сегодня о Бобровском можно услышать разве что от узких специалистов да всезнающих эрудитов. И это — на наш скромный взгляд — крайне несправедливо! Живописец, чьё творчество словно бы специально существует для того, чтобы своей пластичностью, восприимчивостью и разнообразием комментировать социо-культурный дискурс русского общества конца XIX-начала XX века. Чьё становление «под крылом» Репина и дружба с Коровиным и Алексеем Рыловым, Рерихом и Горьким, блестящая преподавательская деятельность и трагический уход из жизни достойны настоящего биографического романа; чья верность Родине при безусловном сохранении независимого творческого видения превратила его картины в ценнейшие артефакты исторического искусствоведения — сегодня совсем не так популярен (а его работы — не так тщательно изучены), как нам бы того хотелось.
И потому сегодня мы с особенной радостью и волнением представляем на Ваш суд пейзажи и портреты кисти Григория Михайловича. Возможно, кто-то из Вас, дорогие читатели, увидит их впервые. А возможно, Вы уже давно и хорошо знакомы с его полотнами и имеете на их счёт собственное мнение. Рады будем услышать Ваш комментарий в любом случае. Приятного Вам просмотра.
#культурология #культура #изобразительное искусство #искусство #живопись