Столкнулась с феноменом, что некоторые наши мамы не умеют разделять комплексные нарушения. В их голове все симптомы заболевания, описанные у ребенка идут под одной большой группой-СИНДРОМ, и им кажется, что лечить этот комплекс нужно одновременно и разом. Таким образом понятие симптоматическое лечение, теряет свой смысл.
Возьмем среднестатистического ребенка. Его симптомы будут значиться так: шаткая походка, сниженная мелкая моторика (не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки, падает), речь скудная, присутствуют эхолалии, однако, есть и свои минимальные речевые конструкции, использует да и нет, понимание речи так же частичное, на фоне не понимания периодически возникают слезные истерики, во время которых ребенок может разбить руку, присутствуют стереотипные движения как умственного толка, так и конструктивного.
Кажется, что описанный выше ребенок, тяжелый глубоко-психиатрический человек. Многие мамы применяют в данном случае психотропные препараты и развивающие занятия с дефектологом и нейропсихологом, искренне веря, что данный комплекс поддастся сим потугам, однако, этого мало.
Выделим группу чисто неврологических симптомов. Отнесем сюда шаткую походку, сниженную мелкую моторику, нарушение чувствительности в теле, которая и может приводить к тому, что в порыве гнева ребенок разбивает руки в кровь. Так же отчасти сюда можно отнести пресловутые крылышки, кружения- усиливающие сниженные ощущения, позволяющие ребенку хоть что-то почувствовать и переключиться. (Стереотипии симптом не однозначный, их можно отнести в обе группы и по психиатрии, как элемент успокоения, так и к неврологии усиление сигнала от сторонних источников, для достижения максимально комфортной среды.)
Неврологию лечат массажем, ЛФК, иглорефлексотерапией, разработкой мышц, мануальная терапия, наладить кровообращение в голове если оно нарушено. Увеличение умственных нагрузок так же тренирует мозг, многие врачи так же советуют максимально развивать ребенка для уменьшения проявлений эпилептической активности. Чем больше новых нейронных связей и путей выстроится, тем крепче будет нервная система у ребенка и тем больший эффект в лечении удастся достичь.
Сниженная чувствительность не вызывает параличей, мышцы при ней функционируют нормально, но ощущения восприятия у ребенка совсем иные. Если кому-то в жизни удалось пережить защемление нерва, он знает, что такое частичная потеря чувствительности, что восстановить ее удается исключительно через боль. Сначала боль, затем улучшение ощущений, но и то редко когда все-таки удается вытянуть данный аспект на норму, однако, улучшить его у вас есть все шансы. Так же необходимо разрабатывать руки, улучшая моторику, и мозжечок, который наладит координацию. Своему сыну я применяю специальную стабилоплатформу, а так же тренажер робот для рук, для людей перенесших инсульт и ДЦП, который разрабатывает и координирует работу каждого пальца, обучая мозг контролировать моторику.
Частичное не понимание речи. Симптом достаточно сложный, однако не спешите списывать своего ребенка. У не понимания речи так же бывает несколько причин.
Первая наиболее тяжелая. Пострадала зона мозга отвечающая за восприятие слуховой речи, при сохранном слухе мозг не слышит вашу речь правильно. Такие дети в основном действуют ситуативно, кажется, что они совсем не от мира сего. Однако, и здесь основная проблема не в психиатрии, все это снова неврологические нарушения. - Хорошие отзывы в данном аспекте приходят о Томатис терапии (лично моему ребенку не помогло, но у нас нет этого нарушения). Задача родителей научить ребенка слышать и слушать, различать речевые и не речевые звуки. Необходимо рано освоить азбуку, отточить звуковые сочетания и научиться сливать их в слоги, слова, фразы. Так же обучение звукам и азбуке хорошо помогает и в преодолении моторных проблем в речи.
Вторая причина частичного не понимая речи намного проще. Обычно она бывает вторичной, на фоне позднего начала речи. Ребенок заговорил, но пользоваться языком не умеет, поэтому те сложные речевые обороты, что до появления речи он просто игнорировал, сейчас ему не понятны. Необходимо объяснять сложные слова или обороты доступным для ребенка языком. Сюда можно отнести и частичную эхолалию, которая возникает именно из-за длительной молчаливости. В данном случае это снова не психиатрия, ребенок с 0 проходит все речевые этапы. То, что малыши применяют в год или два, молчавший до 3-4х лет ребенок только начинает осваивать. Главная задача родителей помочь своему ребенку максимально быстро наверстать упущенное. В этот момент крайне важным фактором является срок отставания ребенка, момент наиболее важных для развития этапов. Если впервые речь появилась только в 7-10 лет, ни о какой речевой норме у такого малыша говорить не приходится, но и это не значит, что нужно опустить руки. В момент появление речи слуховую нагрузку нужно увеличить. Вместо заезженных мультиков ребенок должен слышать диалоговую речь. Нужно читать книги, можно их аудио версии, в огромном количестве, не циклиться на одном произведении. Эхолалия их мультиков скудна, эхолалия из книг более обширна. Нужно расширять фразовой-штамповый запас настолько, что он перейдет в свою собственную свободную речь. Если Ваш ребенок эхолатит, но съэхолаченные фразы вставлены в тему, не спешите снова записывать его недуг в психиатрию, скорее всего это просто запоздалая работа мозга, пропустившего временные рамки на речевое развитие в детстве. Эхолалия Ваш друг, она первые шаги к полноценной речи, как говорится, с ней можно и нужно работать.
Если у ребенка неосознанная эхолалия, то есть он просто бездумно повторяет за вами сказанное, и не применяет речевые штампы. Нужно свести говорливость к 0, научить малыша отвечать да и нет. « Есть будешь-да, спать идем-нет.» Затем выходим на штамповую эхолалию, когда фазы из мультиков применяются к месту, а из нее расширив штамповый запас к полноценной речи. Чем раньше вы выходите из этапа вокализации и слоговых обозначений (которые в основном ограничены моторикой) на этап говорящего, пусть даже эхолалией ребенка, тем больше у вас шансов выйти к норме.
Упорядоченность, любовь выстраивать рядочки. Так уж устроен поврежденный мозг, что, когда одна зона его страдает, другая берет на себя ее функции. Речевая зона пострадала, ее функции взяла зона логики, со всей присущей ей конструктивной слаженностью и отточенностью. Теперь зана логики плацдарм для формирования не только математических навыков, но и речи, и речь в ней будет выстраиваться по пути логического уравнения. Путь будет странный, но цель к которой он приведет станет все той же-нормальная речь, уровень которой достаточно для понимания и жизни.
Особые дети часто не просто выстраивают рядочки, а делают это по какому-то определенному принципу. Усложните принцип, пусть выкладывает их в алфавитном порядке, в особой числовой комбинации, учитесь на любви к рядочкам развивать мозг. Бездумный ряд, это патология, алфавитный порядок-навык, который поможет ребенку в школе. Делите буквы по твердым и мягким, звонким и глухим, отрабатывайте правила начальной школы на тех же кубиках Зайцева. На счетных кубиках решайте задачи в несколько действий, вот Вам и числовой ряд и упорядоченность. Ни в коем случае не позволяем ребенку просто тупо строить машинки одну за другой, процесс усложнения и нарастания навыков должен идти постепенно, рассматриваем его как зарядка для мозга. Даем максимальную нагрузку на развитие навыка стимулируем нейронные связи, создаем новые пути в развитии, запускаем мозг. - Снова все это область неврологии.
Многие у нас считают, что невралгии лечат только повреждения нерва в теле, либо компенсируют параличи после инсульта. Невролог, это врач по мозгу, давшему сбой, и ищущему новые пути восстановления своей функции. Область работы данных врачей очень обширная. Все описанные выше симптомы имеют первоисточник в неврологических нарушениях, и лечение их нужно делать максимальную ставку на неврологию. Даже пресловутой эхолалий на самом деле занимаются не психиатры, а неврологи. Есть множество чисто речевых нарушений, которыми занимается именно неврология, вот только в большинстве своем врачи предпочитают об этом не вспоминать, и спихивать таких детей психиатрам. Очень сложно найти своего невролога, мне для этого потребовалось 6 лет.
Где же в описанном выше малыше психиатрия- она в истерике. В слезах, когда его не понимают и не слышат, в криках отчаяния. А теперь представьте себя на месте этого ребенка. Нарушено восприятие речи, Вы что-то хотите, но ребенок Вас не понимает. Или обратная ситуация, малыш хочет что-то донести, но не представляет, как это сделать. При улучшении речи и неврологического статуса, практически все мамы отмечают и улучшение психологического состояния, уменьшения истерик. В подростковом возрасте у не компенсированного до конца ребенка симптоматика лишь усиливается, его душевные проблемы и дискомфорт нарастают, а умение выразить свои потребности остается на том же примитивном уровне. Поэтому в очередной раз укажу на важность временного фактора в реабилитационном потенциале.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.