Найти в Дзене
Наталия Ефимова

Гнев и удивление США решением ОПЕК+ сократить добычу нефти

Пока СМИ обеих сторон вербально, то есть словами, раскладывают на молекулы нашу армию, я - женщина, не отягощенная, в отличие от них, знаниями стратегии и тактики, также умением советовать "как надо воевать", расскажу про статью в "New-York Times" о крушении американских надежд в отношении увеличения добычи нефти.

Это наши денежки + устойчивость наших врагов. Поэтому интересно.

Итак, "ОПЕК показывает пределы "кулачной" дипломатии Байдена с саудитами".

Лид или врез почти моими вчерашними словами написали: "Решение ОПЕК о сокращении добычи нефти стало сигналом того, что влияние президента Байдена на его союзников в Персидском заливе гораздо меньше, чем он надеялся". Плагиаторы!

Итак, обзор событий делают два журналиста NYT, Дэвид Э. Сэнгер из Вашингтона, Бен Хаббард - из Стамбула.

Принятое в среду ОПЕК решение о сокращении добычи нефти резко подрывает усилия президента Байдена по предотвращению повышения цен на газ в преддверии промежуточных выборов, одновременно сдерживая его стремление ограничить доходы от продажи нефти, которые Россия использует для оплаты своих действий на Украине.

Это решение также разоблачает провал его летней дипломатии с наследным принцем Саудовской Аравии.

Doug Mills/The New York Times
Doug Mills/The New York Times

Журналисты все время пускают в ход, вспоминая об этой исторической встрече, выражение Fist-Bump Diplomacy, которое вынесено даже в заголовок. Я долго не могла сообразить, как сочетается "кулачный удар" с дипломатией, пока не сообразила, что имеется в виду тот исторический удар кулачком вместо рукопожатия, который использовал Байден, здороваясь с принцем.

-2

Как по форме, так и по существу, пишут авторы, действия ОПЕК и других производителей нефти подчеркнули проблемы, с которыми сталкиваются США в управлении своей внешней и экономической политикой в то время, когда мировая экономика находится под угрозой рецессии, а энергетическая политика стала ключевым компонентом конфликта на Украине.

Решение было принято на встрече в штаб-квартире ОПЕК в Вене, на которой присутствовал заместитель премьер-министра России, находящийся под американскими санкциями. Оно последовало за согласованными, но в конечном итоге безуспешными дипломатическими усилиями Вашингтона остановить сокращение добычи нефти, что стало сигналом того, что влияние г-на Байдена на его союзников в Персидском заливе гораздо меньше, чем он надеялся. Этот сигнал вновь продемонстрировал, что даже в эпоху, когда значение нефти как источника энергии должно уменьшаться, ОПЕК + действует в своих собственных интересах. Поддержание цены за баррель оказалось гораздо важнее для ее членов, чем необходимость заставить Россию заплатить цену за Украину.

В течение нескольких дней Белый дом пытался предотвратить сокращение добычи на два миллиона баррелей в день. Он призвал некоторых из своих ближайших арабских союзников — начиная с Саудовской Аравии, которую г-н Байден посетил в июле и встретился (использовав кулачок) с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, несмотря на возражения правозащитных организаций и даже некоторых собственных советников.

По словам чиновников, он пошел на риск, чтобы решить ряд проблем национальной безопасности - в основном для увеличения поставок нефти - хотя это означало выдержать критику из-за того, что он участвует в реабилитации принца Мухаммеда, который, по заключению ЦРУ, одобрил убийство журналиста Washington Post Джамаля Хашогги в 2018 году. Во время своей президентской кампании г-н Байден называл Саудовскую Аравию "изгоем".

В результате поездки было достигнуто тихое соглашение, что Саудовская Аравия увеличит производство примерно на 750 000 баррелей в день, а Объединенные Арабские Эмираты последуют ее примеру, добавив еще 500 000, что приведет к снижению цен на газ и ухудшит способность президента Владимира В. Путина финансировать конфликт, который тянется гораздо дольше и с гораздо большими потерями, чем ожидал г-н Байден.

Однако рост добычи оказался скоротечным. Хотя Саудовская Аравия значительно увеличила добычу в июле и августе, она отказалась от своего обещания поддерживать эти уровни до конца 2022 года. Ее лидеры, как и все члены ОПЕК, обеспокоены тем, что призрак глобальной рецессии ведет к снижению цен - со 120 долларов за баррель летом до уровня ниже 80 долларов. Они опасаются, что в этом случае придется урезать бюджеты и социальная стабильность окажется под угрозой. И саудовцы решили, что они должны действовать.

Сокращение производства, о котором было объявлено в среду, приведет к сокращению мирового ежедневного производства примерно на 2 процента, хотя часть этого сокращения является призрачным, поскольку члены группы уже недопроизводили продукцию в соответствии со своими собственными целями. Но его влияние на цены может быть более значительным - от 15 до 30 центов за галлон на заправке, по оценкам экспертов. И для г-на Байдена, поскольку до промежуточных выборов остался всего месяц, не может быть худшего времени для такой новости.

Но помимо инфляционного и политического эффекта, это решение разрушает всякое представление о том, что арабские союзники подписались под идеей заставить Россию, которая также является членом группы ОПЕК +, собравшейся в Вене, заплатить цену.

Это не должно было стать сюрпризом. Иран является членом группы, а в последние месяцы он сблизился с Россией, даже продает ей беспилотники. Среди тех, кто присутствовал на конференции, был заместитель премьер-министра России Александр Новак, который находится под санкциями США. Г-н Новак играет центральную роль в сотрудничестве с другими нефтедобывающими странами и в поиске путей выхода из ситуации, когда США и Европа пытаются ограничить цену, выплачиваемую России за экспорт нефти. На пресс-конференции после встречи в Вене он, как ни странно, отсутствовал.

Усилия по ограничению цен на российскую нефть сейчас находятся под угрозой срыва. Решение ОПЕК + помогает России получать более высокие цены, чтобы компенсировать большие скидки, которые она была вынуждена предоставить Китаю и другим странам в обмен на их готовность игнорировать усилия по изоляции страны. По сути, сокращение добычи повысит доходы всех членов ОПЕК +, включая Россию и Иран.

В заявлении Джейка Салливана, советника по национальной безопасности, и Брайана Диса, возглавляющего Национальный экономический совет, Белый дом сообщил, что г-н Байден был "разочарован недальновидным решением ОПЕК + сократить квоты на добычу, в то время как мировая экономика имеет дело с продолжающимися негативными последствиями вторжения Путина в Украину". Они сказали, что он будет "консультироваться с Конгрессом по поводу дополнительных инструментов и полномочий для снижения контроля ОПЕК над ценами на энергоносители".

Со своей стороны, саудиты были непримиримы. “Мы предпочли бы действовать на упреждение, чем сожалеть потом", - заявил журналистам принц Абдулазиз бен Салман, министр нефти Саудовской Аравии, об усилиях по повышению цен. Он ничего не сказал о тихих соглашениях с Вашингтоном в июле.

Степень гнева и удивления в Белом доме была очевидна: во вторник пресс-секретарь Карин Жан-Пьер заявила журналистам, что "мы не рассматриваем возможность новых поступлений " из стратегического нефтяного резерва страны сверх того, о чем ранее объявил г-н Байден.

Но не прошло и 24 часов, как в среду утром, когда надвигалось решение ОПЕК+, в заявлении Белого дома уже говорилось, что "президент будет продолжать направлять" новые вбросы из нефтяного резерва "по мере необходимости для защиты американских потребителей и обеспечения энергетической безопасности".

- Очевидно, ОПЕК + согласовывает сегодняшнее заявление с Россией, - заявила г-жа Жан-Пьер.

Официальные лица не сказали, что г-н Байден сожалеет о "кулачном ударе" в отношении принца Мухаммеда, который символизировал его решение отойти от заявленной им цели заставить Саудовскую Аравию заплатить цену за жестокое убийство и расчленение г-на Хашогги.

Его дискомфорт во время поездки был ощутим - г-н Байден ни разу не упомянул диссидента и бывшего обозревателя Washington Post по имени, когда встречался с принцем Мухаммедом, а принц промолчал, когда репортер спросил, должен ли он извиниться перед семьей Хашогги. (Позже г-н Байден заявил журналистам, что убийство было "возмутительным", и сказал, что он беседовал с принцем в частном порядке: "Я высказал свою точку зрения совершенно ясно").

Официальные лица заявили, что они добились значительного прогресса в прекращении войны в Йемене, которую помогали вести саудиты, и постепенно продвинулись в направлении окончательного признания Саудовской Аравией Израиля. Тем не менее, решение Саудовской Аравии поддержать сокращение добычи нефти ОПЕК и ее союзниками и проигнорировать давление со стороны Соединенных Штатов ознаменовало еще один шаг в стратегическом дистанцировании между двумя историческими партнерами.

Если и вынесен какой-то урок из горького опыта г-на Байдена, так это то, что прошли те времена, когда американские президенты могли просить об одолжениях своих саудовских союзников и ожидать, что они будут выполнены просто во имя блага их отношений или для обеспечения неизменной приверженности США защите королевства от иностранных нападений.

Принц Мухаммед намеренно дистанцировался от Вашингтона, развивая более широкие международные отношения, особенно с Китаем и Россией. Он также ясно дал понять, что не рассматривает Саудовскую Аравию в качестве младшего партнера Соединенных Штатов и готов отмахнуться от любых требований, которые, по его мнению, противоречат интересам Саудовской Аравии.

С момента начала работы администрации Байдена эта динамика проявилась во взаимодействии между наследным принцем и мистером Байденом. Но никогда это не было так ясно, как в последние месяцы, когда мистер Байден и его помощники утверждали, что пришло время перезагрузить отношения. Вот что символизировал удар кулаком. И очевидное согласие Саудовской Аравии увеличить добычу нефти, чтобы помочь снизить мировые цены, было частью "услуги за услугу".

Сокращения в среду показали, что последствия этой перезагрузки были кратковременными или что саудовцы не посчитали выгоды от помощи США после визита г-на Байдена достаточными, чтобы продолжать оказывать услугу.

Некоторые аналитики политики стран Персидского залива расценили этот шаг как прямой удар по г-ну Байдену.

"Это определенно политический шаг. Это не имеет ничего общего с деньгами", - сказала Чинция Бьянко, научный сотрудник по вопросам Персидского залива в Европейском совете по международным отношениям. Саудиты, по ее словам, были разочарованы тем, что они получили от Соединенных Штатов после визита мистера Байдена в королевство. "Поэтому всякий раз, когда имело политический смысл отступить и удвоить усилия на другом направлении, они это делали”, - сказала она.

Саудовские аналитики отвергают такой подход, повторяя заявления официальных лиц из стран ОПЕК о том, что сокращения были произведены по чисто техническим причинам. "Это, конечно, не враждебный акт против Байдена", - сказал Али Шихаби, саудовский аналитик. “Это не имеет никакого отношения к Байдену. Это делается для того, чтобы удерживать цену в приемлемом диапазоне”.

Г-н Шихаби сказал, что нефть имеет настолько фундаментальное значение для экономики Саудовской Аравии и планов принца Мухаммеда, что обеспечение того, чтобы этот товар оставался прибыльным, перевешивает другие опасения. "Они просто пытаются сохранить свой экономический спасательный круг, - сказал он. - Это спасательный круг королевства, и от него в королевстве зависит всё".

Другие наблюдатели расценили новые сокращения как отражение того, как мировые нефтяные рынки были потрясены в последние годы, в том числе российским вторжением и тем, что, по-видимому, является надвигающейся глобальной рецессией. Саудовская Аравия не критиковала Россию. И усилия европейских стран перекрыть доступ к российской нефти и газу, чтобы отнять средства у военной машины г-на Путина, привели к тому, что большая часть этой нефти отправилась в Азию, в то время как европейцы ищут другие рынки.

В разгар этих потрясений саудиты хотят показать, что нефть по-прежнему имеет значение и они могут управлять рынком.

"Это, безусловно, силовой ход Саудовской Аравии", - говорит Карен Янг, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. "Они подтверждают, что у них есть возможность управлять этим рынком".

****

В общем, свой гнев и ярость Штаты продемонстрировали. Ждем ярких и впечатляющих решений и впечатлений Евросоюза. Следим за цифрами на табло. По поводу газа Александр Фролов уже написал: "Спотовые котировки в Европе вернулись к показателям начала июня - до 950 долларов за тыс.куб.м. Как верно было замечено в комментариях, а продавать газ, закачанный в ПХГ по 3000 долларов за тыс.куб.м, будут по какой цене?"

На закуску - маленький диафильм "Прибытие вице-премьера России Александра Новака в Вену"

-3

-4
-5
-6
-7
-8