Найти тему
Культурологический Ликбез

Ликбез: философия экзистенциализма

Оглавление

Основные особенности, характеристики и представители одной из влиятельнейших школ первой половины XX века.

Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. А сегодня мы поговорим об экзистенциализме — одном из самых литературных и, не побоюсь этого слова, человечных направлений в философии. Уклон материала будет в большей степени культурологический. Здесь будет дан краткий обзор, рассказ об основных представителях этого течения и, конечно же, про значение для мировой культуры.

С. Кьеркегор
С. Кьеркегор

Предтечи

Во второй половине XIX века многие направления философии двигались в сторону вселенского знания, к попыткам найти общезначимое содержание и истину, избавленных от частного. Все универсальные законы распространяются и на человеческую сущность. Однако уже тогда появляются представители, которые видят, что человеческое бытие и остальное бытие кардинально отличается, а значит, подвержено иным законам. Такими предтечами экзистенциализма были Ф. Ницше и А. Шопенгауэр. По их мысли бытие человека раскалывается на две сферы, отнюдь не находящихся в гармоничном единстве: собственное бытие человка, обладающее даром самоопределения и сфера общества, имеющая свои законы и причинно-следственные связи. Утопая в социальном, человек невольно проходит мимо своей самости, заключённой в смысле жизни, что ведёт к утрате человеком собственной подлинности.

Говоря об истоках экзистенциализма, естественно, стоит вспомнить С. Кьеркегора. Именно он стал основоположником религиозного экзистенциализма. Датский философ одним из первых уделил внимание самой сущности человека, а главное, абсолютной свободе выбора человека. Только личность решает — быть ей счастливой или нет, творить добро или зло. По мнению С. Кьеркегора философия начинается не с любопытства или познания, а с отчаяния.

А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и С. Кьеркегор положили начало новой философии — философии человеческого существования. Они заложили основы для нового восприятия человека — "неприродного", где главное в личности — это свобода.

Миф о Сизифе как иллюстрация тщетности бытия
Миф о Сизифе как иллюстрация тщетности бытия

Сущность экзистенциализма

Экзистенциализм ставит вопрос о человеке по-новому. Каков человек в своей малости, в своей повседневной жизни, если отбросить великий пафос совершения, духа истории и грандиозного призвания? Каково человеческое существование? Отсюда основной смысл экзистенциализма: человек стоит перед альтернативой выбора подлинного бытия — где, личность обретает себя, и — неподлинного существования, когда "я" утрачивается и растворяется в толпе. Экзистенциализм — философия протеста против деперсонализации человека и противопоставление личности коллективному. Личность делает себя сама с помощью воли. Человек представляется сосудом, способным наполниться чем угодно. И благодаря воле и свободе выбора зависит это наполнение. Не зря это направление в философии появилось именно в XX веке, когда Европа утопала в тоталитарных идеях.

Представители экзистенциализма

По косвенным признакам к экзистенциалистам можно отнести многих мыслителей и литераторов, однако я остановлюсь только на самых ярких представителях этого философского направления. Экзистенциализм делится на религиозный (С. Кьркегор, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Но начну я с другой персоны, который к экзистенциалистам не относится, но является одним из главных философов XX века, успевший затронут множество течений и направлений. Начнём с Хайдеггера и его экзистенциальной философии.

Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер

Мартин Хайдеггер (1889 — 1976)

Ранняя работа М. Хайдеггера Бытие и время, в первую очередь посвящена вопросам экзистенциального бытия человека. Личность представляется немецким философов как неопределимое и открытое существо, способное вместить в себя целый мир. При этом человек оказывается просто "вброшен" в этот мир. Но если растения и животные всегда остаются таковыми, то не каждый человек способен стать человеком. Здесь главную роль играет акт выбора, который вступает в противодействие с внутренним комфортом. А без выбора личность не в состоянии стать настоящим человеком и ощутить подлинное бытие.

По М. Хайдеггеру особую роль обретения человеком человечности играет осознание собственной смертности. Именно это отличает нас от животных. Именно чувство собственной смертности позволяет человеку творить перед лицом вечности великие и ужасные дела. Человек — не господин сущего, но он есть сам сущее, а потому способен на что угодно.

Альбер Камю (1913 — 1960)

Для французского литератора и философа главным экзистенциальной темой стал смысл жизни в мире, который "безрассудно молчалив". В истории в отрешённом бытие нет возможности найти ответы, ибо само их существование абсурдно. Но человек своим актом воли и выбора привносит в эту абсурдность структуру, порядок и гармонию. Это и есть бунтующая часть персоны, которая противостоит абсурдности этого мира. При этом человек представлялся А. Камю не как совокупность того, что в нём есть, а как совокупность того, чего в нём ещё нет, и чем он может стать.

Главный вопрос для А. Камю в человеческом существовании: а стоит ли эта жизнь, чтобы её прожить? Французский философ отвечает утвердительно, но только при условии, что человек будет способен принять дуализм и абсурдность мира, где сущность не в счастье и печали, не в жизни и смерти, а в их бесконечных противоречиях, в чьей плоскости находится и сам человек.

Кстати, на канале уже был один материал про Альбера Камю. Рекомендую.

Жан-Поль Сартр (1905 — 1980)

Другой французский философ и друг А. Камю сразу же отвечает на вопрос смысла жизни. Он заключает его в безусловной ответственности человека за сущий мир. Мир оживает в акте самоутверждения личности, а потому вся тяжесть окружающего ложится тяжёлым бременем на плечи людей.

У Ж.-П. Сартра индивид не имеет никакого готового лекала, он должен создавать всё сам. Возможности, которыми обладает личность — есть его предназначение в жизни. Подытоживая идеи Ж.-П. Сартра можно сказать, что главная мысль его экзистенциализма в том, что человек просто должен быть самим собой, верным себе и выбирать себя.

Карл Ясперс
Карл Ясперс

Карл Ясперс (1883 — 1969)

Немецкий философ принимает идеи экзистенциализма, но в его концепции находится место и для Бога, в отличие от Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и А. Камю. Однако представление К. Ясперса далеко и от традиционного христианского учения. Путь человека настолько тяжёл, что Бог здесь не помощник. Человек сам решает поставленную задачу, и благодаря этому приближается к Богу. К. Ясперс отвергает таинства и ритуалы — настоящий путь к Богу через личное взаимодействие и творческий акт. Если человек научиться самостоятельно решать свои проблемы, тогда в его жизни появится Бог. Немецкий философ учит, что каждый ожидает награды от Бога, но этой награды нужно добиться личными усилиями.

Значение экзистенциализма

На первый взгляд, экзистенциализм кажется ребёнком своего времени, который появился лишь в ответ на вызовы эпохи. Однако он оставил огромный культурный и даже политический след в европейской истории. Во-первых, именно с экзистенциализма начался такой аспект на свободу и право выбора человека. Экзистенциализм сделал многое для сохранения важности личности и её противопоставлению "Восстанию масс". Во-вторых, религиозный экзистенциализм вдохнул жизнь в увядающее европейское христианство, особенно в протестантизм. Наконец, атеистический экзистенциализм дал вторую жизнь социалистическим идеям в Европе, смешавшись с идеологией новых левых. В-третьих, экзистенциализм попытался прийти на помощь человек в момент гуманитарного и морального кризиса, когда метафизика и старое понятие Бога отмирало, а вместе с ним исчезали прежние смыслы жизни. Экзистенциализм в этой ситуации попытался ответить на Вечные вопросы.

"Человек есть не что иное, как его проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь." — Ж.-П. Сартр. А вот соглашаться или нет с рецептами этого философского направления — решать уже самому человеку.

Философия как "жизненный разум"
Культурологический Ликбез19 июля 2022
Ликбез: Платон
Культурологический Ликбез18 марта 2022
Ликбез: "Мифологии" Ролана Барта
Культурологический Ликбез4 апреля 2022

На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!

Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.

Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.